Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

История микромозаики:

18 ноября
КЛЭР РОБЕРТС

 

Микромозаика представляет собой тип мозаики, созданной из крошечных фрагментов

стекла, называемых  тессеры . Тессеры  представляют собой мозаичные  кусочки, сделанные из непрозрачного стекловидного  стекла  или  эмали  во множестве цветов. Металлическая или каменная основа заполняется мастикой или цементом, на которых и происходит чудо создания изображения из тессер раных цветов.

Чтобы углубиться в историю микромозаики, мы должны вернуться в 18 век, когда масштабная мозаика, чрезвычайно популярная в Древнем Риме, потеряла популярность. Зарезервированные в основном для украшения религиозных зданий Рима, в первую очередь базилики Святого Петра, которая состоит из мозаики площадью более 10 000 квадратных метров, мастерам, ответственным за их создание и содержание, теперь попросту не хватало работы. Работая в Studio del Mosaico della Fabbrica della Basilica di San Pietro, позже известной как Мастерская мозаики Ватикана, они пополняли свой доход, создавая миниатюрные версии своих мозаик для продажи частным клиентам. 

Работая с миниатюрными кусочками непрозрачного стекла или эмали, разрезанными на кусочки, известные как тессеры, и расположенными так, чтобы сформировать изображение, каждая микромозаика была составлена ​​полностью вручную — подвиг, учитывая, что они обычно имели размер не более нескольких дюймов. Портативные произведения искусства, их популярность росла с прибытием множества состоятельных путешественников, отправляющихся в свое Гранд-тур – обряд посвящения аристократических молодых людей, призванный познакомить их с историей и культурой Италии. Типичный сувенир, микромозаика, идеально отражающая богатые художественные традиции Италии в миниатюре. 

Художник по имени Джакомо Раффаэлли считается отцом-основателем ремесла и одним из первых, кто использовал микромозаику в украшениях. В то время как типичные микромозаики изображали неоклассические достопримечательности Рима — руины Римского форума были особенно популярны — Рафаэлли создал красиво продуманные, натуралистичные сцены, вдохновленные картинами старых мастеров, с изображением птиц, цветов, животных и пейзажей. Говорят, что в 1775 году в его мастерской в ​​Риме состоялась первая выставка-продажа микромозаики. На одной из его работ, «Голуби Плиния» (выставленной в Британском музее в Лондоне), изображены капитолийские голуби из римской напольной мозаики, обнаруженной в 1735 году в Вилла Адриана - постоянный источник вдохновения для Рафаэлли. 

Стеклянная микромозаика «Голуби Плиния» работы Джакомо Рафаэлли, 1779 г. © The Trustees of the British Museum

капитолийские голуби из римской напольной мозаики

После основания Школы мозаики в Милане в 1806 году Рафаэлли взялся за самое важное задание: воссоздать картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в микромозаике для Наполеона I. На создание шедевра ушло восемь лет, и к тому времени, когда он поместил последнюю тессеру, Наполеон отрекся от престола, а Милан оказался под властью Австрии. Франциск II Австрийский приобрел произведение искусства и установил его в церкви Миноритен в Вене, где оно находится и по сей день. 

Микромозаичная копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи работы Джакомо Рафаэлли по заказу Наполеона I.

Мастерство Рафаэлли в микромозаике поставило его в авангарде движения, однако имена других мастеров микромозаики, которые продавали свои изделия на Испанской лестнице и вокруг нее в период расцвета Гранд-тура, были утеряны с течением времени, о чем свидетельствует великолепной коллекцией  редактора Town & Country  , ставшего дизайнером ювелирных украшений, Элизабет Локк . 

Локк влюбился в эту дисциплину, будучи выпускником Флоренции в 1970-х годах, и сначала начал приобретать эти миниатюрные произведения искусства, чтобы перепрофилировать их в подвески, манжеты, ожерелья и серьги. За прошедшие годы она собрала впечатляющую коллекцию прекрасных микромозаик  XIX века, которые были предметом выставок в Музее изящных искусств Вирджинии в 2019 году и Музее Гиббса в Чарльстоне в 2020 году. быть приписаны конкретному мастеру, некоторые из них подписаны, в том числе микромозаика Джоаккино Барбери.

Микромозаика XIX века римского форума в Риме, оправленная в золото в виде броши с аквамаринами. Из коллекции Элизабет Локк. © Трэвис Фуллертон/Музей изящных искусств Вирджинии.

Джоаккино работал в Риме на площади Испании, 99, недалеко от Испанской лестницы, и был известен своим умением изображать животных. Пионер в смешивании цветов и тонов эмали и использовании плиток различной формы, чтобы создать впечатление краски на холсте, он вывел искусство микромозаики на совершенно новый уровень. 

Микромозаичная доска Джаккино Барбери, Рим, около 1820-25 гг.

Брат Джоаккино, Микеланджело, также был знаменитым мастером микромозаики, прославленным представителями европейской аристократии за умелое применение его искусства. Среди его клиентов был Наполеон I, чьи императрицы, как полагали, владели микромозаичными парюрами римского маэстро. (Микромозаичная парюра с изображением памятников Древнего Рима, приобретенная у французского Maison Chaumet и подаренная Наполеоном своей второй жене, императрице Марии-Луизе, экспонируется в Музее декоративного искусства в Праге.)

Микромозаичная парюра императрицы Марии-Луизы Chaumet, свадебный подарок Наполеона I © Музей декоративного искусства в Праге.

В то время как большинство мастеров микромозаики того времени специализировались на более традиционных предметах — древних руинах, пасторальных пейзажах, классических пейзажах, флоре и фауне, животных — была одна фирма, которая намеревалась проложить новый взгляд на своих современников. Имя Кастеллани, которому приписывают инициирование движения за археологическое возрождение, упоминалось в каждом викторианском справочнике Гранд-тура по Вечному городу. 

Брошь Кастеллани из золота и микромозаики, окаймленная витой золотой проволокой, около 1880 г., подписана на реверсе переплетенными буквами C для Кастеллани. © Вартски

Семья ювелиров, коллекционеров, торговцев антиквариатом и гончаров, Кастеллани вместе управляла мастерской на фешенебельной площади Треви, над которой возвышался фонтан Треви, и их стиль сильно отличался от стиля их сверстников. Под влиянием классической античности и раннехристианской и византийской церковной мозаики их прекрасно обработанные драгоценности микромозаики обычно принимали форму религиозной иконографии и латинских и греческих надписей, дополненных этрусскими, египетскими и ассирийскими археологическими образцами возрождения. Избегая плоских полированных поверхностей, которые были типичны для того времени, вместо этого они размещали мозаику на разной высоте, чтобы создать неровную поверхность, отражающую свет. В дополнение к желтому золоту, в котором они были установлены, часто использовались золотые мозаики, усиливающие их мерцание. 

Ожерелье из микромозаики в стиле этрусского возрождения от Castellani с плетеной золотой цепочкой, на которой висит бахрома из ромбовидных бирюзовых капель микромозаики. © 1стДибс

В моде более века, к началу 1900-х годов микромозаика потеряла свой блеск. Уходящие корнями в древность, они не имели ничего общего с современностью и геометрией недавно появившегося движения ар-деко. Тем не менее, они не были полностью утеряны течением времени, их отстаивала небольшая, но преданная группа коллекционеров, таких как Элизабет Локк и покойный Артур Гилберт, который ввел термин «микромозаика» в 1970-х годах. Гилберт собрал одну из крупнейших коллекций объектов микромозаики в мире — около 1200 творений на сумму около 300 миллионов долларов США — и в 1996 году подарил всю коллекцию британскому народу, а ключевые экспонаты были выставлены в галереях Розалинды и Артура Гилберта в Виктории. и Музей Альберта в Лондоне.

Мемориальная доска с микромозаикой Джакомо Рафаэлли, щегол, ок. 1775-1800 гг. Из коллекции Розалинды и Артура Гилбертов, переданной во временное пользование Музею Виктории и Альберта в Лондоне. © Музей Виктории и Альфреда

Сегодня традиция микромозаики остается очень живой благодаря горстке преданных своему делу мастеров из Италии. Одним из них является Маурицио Фиораванти, ювелир, чьи современные микромозаичные драгоценности требуют так много времени для создания, что он производит максимум 10 изделий в год. 

Браслет из бронзы и золота с бриллиантами из углеродного волокна с микромозаикой от Vamgard

Браслет Vamgard из микромозаики, выполненный в виде четырех дугообразных пластин из углеродного волокна, украшенных бронзовыми прожилками, на каждую из которых нанесена микромозаика в виде змеи. © Символика и Чейз

Проданный под названием Vamgard , компания, которую он основал вместе с Виржини Торрони, торговцем драгоценными камнями из Женевы, Фиораванти сочетает методы старого мира с передовыми материалами, включая титан и углеродное волокно, создавая шедевры такой сложности, что трудно сказать, что это микромозаики вообще. Используя крошечные стеклянные мозаики бесчисленных оттенков, чтобы «раскрашивать» свои произведения искусства, раскрашивая их необычными минералами, собранными во время его путешествий, Фиораванти разрезает стеклянные мозаики на разные формы и размеры, чтобы они соответствовали его рисункам, умело комбинируя их для создания широких градаций цвета, которые идеально имитировать чешую змеи или завиток раковины улитки.

Кольцо для буля от Le Sebille

Кольцо Le Sibille Boule с микромозаикой. Микромозаика воссоздает часть гротескной фрески, обнаруженной в Золотом доме Нерона, когда-то самом роскошном дворце Древнего Рима. 

Компания Le Sibille , основанная в 1990 году тремя подругами, разделяющими страсть к ювелирным техникам прошлого, является еще одним ювелирным домом из Рима, который с гордостью отстаивает почти исчезнувшее искусство микромозаики. Основываясь на традициях прошлого, их коллекция Micromosaico наполнена замечательными произведениями, которые придают новую актуальность этому многовековому виду искусства. 

Le Sibille считает себя глобальным хранителем римской специализации микромозаики. Каждое творение, от смешивания цветов и обжига стекла до нарезки тессер на нестандартные формы, представляет собой труд любви, сочетающий в себе мастерство, мастерство и мельчайшее внимание к деталям, выполняемое в римском ателье бренда командой ремесленников, которые может воспроизвести лицо ангела с глазами, носом и ртом на одной тессере. 

Микромозаика, как правило, плоская, но Le Sibille стала пионером в новом стиле микромозаики, который экспериментирует с объемом, создавая трехмерные драгоценности, вдохновленные огромным художественным наследием Италии. В сочетании с яркими драгоценными камнями каждое новое творение, включая кольцо Vesuvio, на котором изображены два вида горы Везувий в микромозаике, воспроизведенной с неаполитанской гуаши XIX века, отдает дань любви основателей к своей стране и корням ремесла.

Кольцо Medusa от Алессио Боски

Открывающее кольцо Alessio Boschi Medusa с двусторонней пластинкой, увенчанной бриллиантом портретной огранки весом 3 карата. Одна сторона пластины представляет собой точную микромозаичную репродукцию мозаики 4 века до н.э. с изображением Горгоны Медузы из Терм Диоклетиана.

Богатая история искусства Италии — это тема, к которой Алессио Боски снова и снова возвращается в своих коллекционных произведениях. Рожденный в Вечном городе, Боски ранее поручал Le Sibille создавать микромозаики для своих коллекционных произведений. Он также использует антикварные пластины с микромозаикой и недавно сотрудничал с маэстро Роберто Гриекко над кольцом Medusa. 

Гриекко работал в мастерской мозаики Ватикана более 30 лет и создал микромозаику, которая находится в центре драгоценного камня. «Я поговорил с Роберто и попросил его сделать точную репродукцию мозаики 4 века до н.э. с изображением Горгоны Медузы, которая является центральным элементом древнего мозаичного пола в Термах Диоклетиана [Национальный музей Рима]», — говорит Боски . «Затем я создал драгоценную шкатулку, чтобы продемонстрировать это — открывающее кольцо с бриллиантом портретной огранки весом 3 карата». Вечный новатор, Алессио спроектировал кольцо таким образом, чтобы ромбовидную микромозаичную пластину можно было снять и перевернуть, а на обратной стороне была видна бриллиантовая змея с изумрудной головой. 

Кольцо Crazy Moon от Sicis

Кольцо Sicis Jewels Crazy Moon с микромозаикой, разноцветными сапфирами и бриллиантами.

Самой известной итальянской компанией, специализирующейся на этом редком ремесле, является Sicis, которая уже более 30 лет является краеугольным камнем итальянского искусства мозаики. Глобальная организация с выставочными залами в Милане, Мадриде, Париже и Лондоне в 2013 году увидела дебют  Sicis Jewels . Под руководством креативного директора Джойи Плакуцци Sicis Jewels производит не более 100 микромозаичных изделий в год в ювелирной мастерской бренда в Равенне. Известные своей потрясающей яркостью фирменные тона, похожие на драгоценные камни, достигаются с помощью запатентованного процесса, который усиливает цвета мозаики из стеклянной эмали путем добавления в смесь драгоценных материалов, включая золото, бриллианты, рубеллиты, нефрит и перидот. 

Ассортимент украшений варьируется от повседневных украшений до экстравагантных произведений высокого ювелирного искусства, в которых сложные детали микромозаики сочетаются с сочными драгоценными камнями кабошонами, а также совершенно современными украшениями, такими как новые украшения Crazy Moon. Слияние геометрических узоров микромозаики с радугой бриллиантов, аметистов, изумрудов и сапфиров — в этих смелых кусочках цвета столько радости.

От первых микромозаичных репродукций классической римской живописи до прекрасно абстрактных драгоценностей Crazy Moon от Sicis — удивительно видеть, что древняя форма искусства, которая была очень близка к исчезновению в начале 20 -го  века, не только выжила, но и процветает. в 2022 году.  

 

Источник: The Jewellery Editor
Читайте также