Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Магия микромозаики: как мастера от Джакомо Рафаэлли до Кастеллани рисовали стеклом

13 апреля 2023
Стефани Спорн

 Винченцо Кастеллини (Vincenzo Castellini)Богородица в молитве (деталь), 1779. Микромозаика. 51 х 45 см (20,1 х 17,7 дюйма). Предоставлено Alessandra Di Castro.

В то время как Венецию часто считают центром стекольной мануфактуры Италии, Рим отвечает за одну из самых выдающихся форм искусства страны: микромозаику. Эта сложная техника, известная по-итальянски как smalto filatomosaico minuto, и mosaico in piccolo, на протяжении веков внушала благоговейный трепет своими тессерами, кусочками цветного стекла шириной менее одного миллиметра, кропотливо собранными для создания идеально воспроизведенной сцены. «Я была очарована этой необычной техникой с тех пор, как мой отец подарил мне ключ от часов с микромозаикой в день моей бар-мицвы, — говорит торговец Алессандра Ди Кастро, чья семья занимается продажей антиквариата в Риме с 1878 года. — Этот ключ открыл мир фантазий и воображения».

Микромозаика — специальность Ди Кастро, чьи владения отражают широту техники, которую можно применять к предметам, начиная от брошей и заканчивая каминными полками. История мозаики в Риме восходит к концу 16-го века с украшением базилики Святого Петра в Ватикане. Однако золотой век микромозаики можно проследить примерно до 1800 года. Что касается неоклассического периода, повальное увлечение древностью достигло своего пика благодаря археологическим открытиям и публикациям, посвященным исторической эстетике. Например, в 1737 году на вилле Адриана в Тиволи кардинал Джузеппе Фуриетти нашел фрагмент мозаики, напоминающий мозаику с голубями, которую римский писатель и натуралист Плиний Старший описал в своей книге. В 1752 году кардинал опубликовал De Musivis,  фолиант по древним мозаикам с первой пластиной, посвященной «голубям Плиния», которые и сегодня остаются культовым мотивом микромозаики.

Кропеда

Джакомо РаффаэллиМикромозаика с изображением зяблика на ветке, защищающего наполненное яйцами гнездо от мыши на границе Россо-Антико, последняя четверть XVIII века. 37 х 35 см (14,6 х 13,8 дюйма). Предоставлено Алессандрой Ди Кастро.

Обрезанныйb

Джакомо Раффаэлли, Микромозаика с изображением щегла на ветке и змеи внизу на границе Rosso Antico , последняя четверть XVIII века. 37 х 35 см (14,6 х 13,8 дюйма). Предоставлено Алессандрой Ди Кастро.

«Поскольку микромозаики были портативными и прочными, они были одной из самых эффективных форм искусства для распространения неоклассических предметов, поэтому мы находим их в коллекциях по всей Европе», — говорит Ди Кастро. Часто изображались памятники того периода и достопримечательности, которые путешественники встречали во время Гранд-тура: памятники древности, в том числе пирамида Цестия и Пантеон, а также итальянские пейзажи с вулканами и водопадами. В микромозаике также представлены картины ключевых художников эпохи барокко римской и болонской школ, таких как Гвидо Рени и Гверчино. Предметы, которые демонстрировали способность ремесленника к воспроизведению необычных поверхностей — птичьих перьев или крыльев бабочки — были особенно желательны, наряду с фруктами, овощами, цветочными корзинами, нимфами, сатирами и животными, как неподвижными, так и во время боя.

Одним из первых известных производителей мозаики является Марчелло Провензале (1576–1639), который участвовал в строительстве базилики Святого Петра, виллы Боргезе и других значительных римских предприятий. «Хотя микромозаики в том виде, в каком мы ее понимаем, еще не существовало, мозаики Provenzale сделаны из smalto filato с великолепными цветами и необычайной живописностью», — говорит Ди Кастро. Эти шедевры сейчас выставлены в Галерее Боргезе. 

Другой важной фигурой для хроматического диапазона стекла был Алессио Маттиоли (Alessio Mattioli), который за свою жизнь разработал 28 500 оттенков. Маттиоли был первым, кто произвел непрозрачные эмали, которые были необходимы для имитации пигментов на картинах старых мастеров. Он также был известен созданием цвета порпорино - яркого, но непрозрачного красного. Между 1730 и 1760 годами он поставлял стеклянные пасты в Студию Ватикано дель Мозаико, школа, действующая до сих пор.

Оранжевая верджина 1

Винченцо Кастеллини, Богородица в молитве, 1779. Микромозаика. 51 х 45 см (20,1 х 17,7 дюйма). Предоставлено Алессандрой Ди Кастро.

Два имени, наиболее тесно связанных с микромозаикой, — это Чезаре Агуатти (Cesare Aguatti) и Джакомо Раффаэлли (Giacomo Raffaelliи) (1753–1836). После того, как Раффаэлли, выходец из семьи стеклодувов, изобрел smalti filati — систему вращающихся эмалевых стержней, которая позволяла создавать мозаику толщиной менее одного миллиметра и не более двух-трех миллиметров в длину, — и он, и Агуатти произвели smalti malmischiati , то есть очень тонкие стеклянные стержни, сделанные из разных цветов, из-за чего получающиеся мозаики приобретали разные оттенки.

Помимо огромного мастерства и художественного видения Рафаэлли, он был хитрым предпринимателем, продвигая микромозаику как индустрию роскоши за пределами Рима. Примерно в 1810 году наполеоновское правительство попросило мозаичиста переехать в Милан, чтобы основать школу мозаики. Известный своей скрытностью в отношении своей техники, он получил множество заказов, в том числе от Наполеона I на воспроизведение «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Мозаику можно увидеть в Миноритенкирхе в Вене. 

Микромозаика часто была семейным бизнесом. Микеланджело (1787–1867) и Джоаккино Барбери (1783–1857), например, занимались изготовлением как мелких, так и крупных предметов в первой половине XIX века. Микеланджело тщательно задокументировал созданные им работы и был известен своими столешницами, а также сценами сумерек и ночи. Новаторским вкладом Джоаккино было использование цветной мозаики на фоне черного стекла. Работая на русских царей, Барбери создали несколько работ, которые сейчас хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Барбери 1

Джоаккино Барбери, Черная стеклянная коробка для пасты с микромозаикой с изображением святого Бенедикта, ок. 1815-20. 2,5 х 8 х 5 см (0,98 х 3,1 х 1,96 дюйма). Предоставлено Алессандрой Ди Кастро.

В 19 веке три поколения семьи римлян Кастеллани вдохновили на возрождение итальянских археологических украшений, включая интерпретацию микромозаики (во главе с главным специалистом фирмы по микромозаике Луиджи Подио), в которой использовались золотые стержни в мозаике. В то время как клиентура была так же уважаема, как королева Маргарита Савойская, дом дополнительно производил предметы, такие как заколки для волос и гребни для общественного потребления. «Когда вы носите микромозаику как украшение, вы в то же время носите произведение искусства», — говорит Ди Кастро, которая сама носит кольца с микромозаикой.

Что касается мастеров микромозаики, Ди Кастро утверждает, что гениальность заключается в обмане их рисунков: «Это похоже на импрессионизм: издалека вы видите цельный предмет, и он кажется картиной на холсте. Только когда вы подходите близко, вы видите маленькие тессеры. Чем больше техника имитирует мазок, тем больше достигается эффект».

Источник: tefaf
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом