Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Картье

3 ноября 2023
Редакция

Cartier — один из самых известных брендов элитных ювелирных изделий класса люкс, и, как и другие знаковые ювелиры, он добился этого признания благодаря многолетнему трудолюбию, честности, гордости и страсти. Но есть еще один аспект, который делает его стойкость замечательной: Cartier не является семейным предприятием с 1964 года.

Это немалый подвиг – продолжать наследие и обеспечивать превосходство как в мастерстве, так и в дизайне без участия семьи. Чтобы понять, как компания добилась этого, нужно оглянуться на основы, заложенные Жаком, Пьером и Луи Картье, которые последовали за своим отцом и дедом в бизнес в конце 19 века. «Именно три брата Картье... действительно вдохнули жизнь в дизайн и бизнес», — подтверждает Мишель Алиага, заместитель директора по документации наследия Cartier.

Жанна Туссен, фотография барона Адольфа Де Мейера, ок.  1920.

Жанна Туссен, фотография барона Адольфа Де Мейера, ок. 1920. Изображение: Архив Картье © Cartier

Дух Парижа
Начало 20 века в Европе было рогом изобилия; американские женщины- жены миллионеров приезжали во Францию, чтобы стать частью парижского высшего общества, и покупка последней модной одежды и драгоценностей имела первостепенное значение для того, чтобы не отставать от этого общества. Братья Картье хотели быть послами французского стиля, и когда они унаследовали компанию от своего отца Альфреда (каждый из которых впоследствии стал ответственным за один из трех выставочных залов, расположенных в Нью-Йорке, Париже и Лондоне), они позаботились о том, чтобы их дизайнеры были всегда обучались в Париже, чтобы поддерживать французский дух своих проектов.

Париж был эпицентром роскоши, а первая жена Луи Картье, Андре Уорт, внучка дизайнера высокой моды Чарльза Фредерика Уорта, владела магазином на улице Рю де ла Пэ, в котором Картье выставлял свои украшения. Такая договоренность была важным методом соблазнения новых клиентов задуматься о том, какие драгоценности будут дополнять их платья, или наоборот.

Платиновое колье Cartier

Платиновое колье с двумя аквамаринами грушевидной формы общим весом 35,21 карата, двумя аквамаринами огранки «бриолет» общим весом 15,72 карата, одним аквамарином грушевидной формы весом 2,75 карата, аквамариновыми бусинами, изумрудными глазами, ониксом и бриллиантами классической огранки. Изображение: Винсент Вулверик, коллекция Cartier © Cartier

От платины до пантер
В третьем поколении братья представили компании новые стили и мастерские, что позволило полностью контролировать дизайн и производство. В 1900-х годах французы изобрели ацетиленовую горелку, которая позволила ювелирам работать с платиной вместо серебра, поскольку теперь они могли достигать высокой температуры плавления платины. Будучи прочным металлом, не тускнеющим, в отличие от серебра, платина позволяла создавать прекрасные кружевные изделия. Наряду с тесным сотрудничеством Cartier с высокой модой компания сконцентрировалась на создании украшений, вдохновленных вышивками периода Людовика XVI, обеспечивая при этом удобство ношения этих украшений. Этот стиль, известный как стиль Марии-Антуанетты или "стиль гирлянды" (1900–1914), имел огромный успех для Картье.

По мере того как мода менялась, освобождая женщин от корсета, а также с появлением весьма экзотического Ballet Russe, который очаровал как зрителей, так и дизайнеров своими яркими цветами и струящимися тканями, одежда, созданная Полем Пуаре и вдохновленная африканской и восточной культурами, была воплощена в ювелирных изделиях Картье. Зародился стиль «модерн», а в 1925 году в Париже прошла Выставка декоративного искусства (которая планировалась на 1916 год, но была отложена из-за войны). Дизайнер высокой моды Жанна Ланвен убедила Луи Картье выставиться вместе с домами моды в Павильоне элегантности.

Но успех ювелира был также обусловлен влиянием и отношением женщины, олицетворявшей женственность и силу: Жанны Туссен, которая присоединилась к Cartier в 1918 году и позже стала художественным руководителем компании на следующие 50 лет. Внезапно кошачье начало ассоциироваться с женственностью благодаря Туссен, и именно под ее руководством родились некоторые из самых знаковых украшений Картье. Луи Картье прозвал ее «пантерой», и эта ассоциация привела к созданию знаменитых кошачьих украшений компании Panthère de Cartier.

Пантера Картье, герцогиня Виндзорская

Модель «Пантера герцогини Виндзорской», считающаяся одним из лучших творений Жанны Туссен, была создана в 1949 году и представляет собой пантеру, сидящую на сапфире-кабошоне весом 152,35 карата. Первое трехмерное украшение в виде пантеры было создано в 1948 году также для герцогини Виндзорской. Черно-белый узор кошачьей шерсти впервые был изображен на наручных часах в 1914 году, за три года до того, как Туссен получил от Луи Картье портсигар с изображением пантеры. С этого момента в 1917 году компания каждый год создавала новое украшение в виде пантеры. Изображение: Винсент Вулверик, коллекция Cartier © Cartier

Новый менеджмент
Однако весь этот успех и наследие оказались под угрозой, когда дети трех братьев — четвертое поколение семьи Картье — решили распродать магазины, начиная с Нью-Йоркского в 1964 году и Парижского в 1968 году. У магазина был другой владелец, пока новый владелец Cartier в Париже не купил лондонское помещение в 1974 году. Таким образом, с 1964 до начала 1980-х годов Cartier действовала в трех разных направлениях. Между магазинами было несколько коллабораций, а некоторые дизайны были общими, что привело к успеху браслета Love и часов Tank, но именно высокие ювелирные изделия изо всех сил пытались найти единство. В ювелирных украшениях Картье не было центрального художественного направления или сути, а это означало, что мастера не реализовали свой творческий потенциал. Кроме того, спрос на изысканные ювелирные изделия был низким, что в конечном итоге привело к закрытию некоторых мастерских.

В 1968 году Роберт Хок, владелец успешного бренда дешевых зажигалок Silver Match, спросил ювелира, предоставит ли он ему лицензию на производство зажигалок Cartier, что он и сделал, и продукт имел огромный успех. Настолько, что Хок вместе с несколькими другими инвесторами в конце концов купил Cartier в Париже в 1972 году, затем в Лондоне в 1974 году и двумя годами позже в Нью-Йорке. Он создал Le Must Cartier, который также стал успешным, и благодаря этому ему удалось вновь представить мастерские, в частности Cartier в Париже, центр дизайна Cartier.

Влияние видения Хока нельзя недооценивать, подчеркивает Алиага. «Le Must Cartier вернул к компании внимание всего мира, особенно со стороны новой молодой клиентуры, и дал Cartier импульс, необходимый для разработки новых и интересных ювелирных украшений».

С 1981 по 2000 год Мишлин Кануи, жена генерального директора Жозефа Кануи, была художественным руководителем, но после ее ухода руководителя отдела дизайна больше не было. Вместо этого это стало скорее командным усилием. Сегодня любой дизайн высокого ювелирного искусства Cartier должен получить одобрение директора отдела высокого ювелирного искусства Жаклин Карачи, а также комитета, принимающего решения, в который входят генеральный директор, руководитель отдела наследия, руководитель мастерской и финансовый директор.

«Процесс проектирования Cartier основан на традициях и методах, заложенных Луи, Пьером и Жаком», — свидетельствует Алиага. «Их стремление к совместной работе такое же, как и то, что движет нами при проектировании и производстве».
Таким образом, секрет долголетия Cartier заключается в сотрудничестве между мастерами и дизайнерами, и именно драгоценность занимает центральное место. Неудивительно, что Cartier находится на вершине списка пожеланий каждого. Но ничто не вечно, и для сохранения международного успеха по-прежнему требуются дальновидность и решимость.

Ювелирные изделия Tutti frutti являются одними из самых выдающихся произведений Картье. Они понравились многим иконам моды, в том числе Дейзи Феллоуз, наследнице компании швейных машин Singer, которая некоторое время редактировала журнал Paris Harper's Bazaar, пока не решила, что носить драгоценности веселее, чем писать о них. Эти изделия, украшенные резными рубинами, изумрудами и сапфирами, стали освежающей альтернативой монохромным украшениям в стиле ар-деко того времени. Эти драгоценности сегодня пользуются невероятным спросом на аукционах и остаются источником вдохновения для создания высокого ювелирного искусства Cartier.

Браслет Cartier тутти фрутти

Ювелирные изделия Tutti frutti (названные так много лет спустя) — одни из самых знаковых украшений Cartier.  Изображение: Винсент Вулверик, коллекция Cartier © Cartier

 

ИСТОРИЯ CARTIER
1847 год – Ювелир Луи-Франсуа Картье основывает компанию, которой позже управляют сын Альфред и внуки Пьер, Луи и Жак.
1899 г. - открыто помещение на улице Рю де ла Пэ.
1902 – Король Англии Эдуард VII заказывает у Cartier 27 тиар для своей коронации, называя дом «ювелиром королей и королем ювелиров».
1911 – Жак совершает поездку в Индию во время Дели Дурбара.
1917 – Портсигар, подаренный Луи Картье Жанне Туссен, впоследствии знаменитому дизайнеру компании, стал первым изделием Cartier, на котором изображена пантера целиком.
1918 – Туссен присоединяется к Cartier.
1933 – Туссен становится художественным руководителем отдела высокого ювелирного искусства.
1949 – Герцогиня Виндзорская заказывает брошь с изображением пантеры, возвышающейся над сапфиром-кабошоном весом более 152 каратов.
1962 – Клод Картье продает магазин Cartier’s New York.
1966 – Марион Картье продает Париж Картье.
1969 – Картье покупает на аукционе бриллиант грушевидной формы весом 69,42 карата, а затем продает его Ричарду Бертону и Элизабет Тейлор.
1972 – Группа инвесторов во главе с Жозефом Кануи приобретает Париж Cartier.
1973 – На аукционе Cartier покупает одно из своих произведений, созданных полвека назад, тем самым положив начало своей коллекции, прославляющей меняющиеся стили Cartier. Самое старое произведение в текущей коллекции датируется 1860 годом.
1974 год – Новые владельцы Cartier's Paris приобретают также Cartier's London.
1997 – Cartier отмечает свое 150-летие.
2003 – Пересечение Пятой авеню и 52-й улицы в Нью-Йорке официально названо «Площадь Картье». Картье приобрел особняк в 1907 году у Мейси Плант, которая обменяла свой шестиэтажный дом на нитку натурального жемчуга Картье и переехала в центр города.

Cartier входит в состав швейцарской Compagnie Financière Richemont S.A.

еще по теме:

https://russianjeweller.ru/1/4/15593

Источник: jewelryconnoisseur.net
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом