Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Тиффани воскрешает дизайн Меты Овербек (Meta Overbeck)

21 февраля 2025
Редакция

С начала XX века Луис Комфорт Тиффани окружил себя женщинами - дизайнерами ювелирных украшений. Авангардный подход Тиффани демострирует в этом от Meta Overbeck, которое Леди Гага надела на церемонию вручения Грэмми - 2025 

История ювелирного дела и ювелирных изделий уходит корнями в древность: золото, которое находили на поверхности земли или в руслах рек, обрабатывали раньше железа. Эта история была разделена на несколько ветвей, которые не путали их работу, их производственные процессы и их рабочих. Инструменты, необходимые для производства религиозных или светских произведений, — мехи, наковальни, напильники, молотки, клещи, пробойники, копалки, скобли и режущие инструменты, формы — изготавливались самими рабочими. Ремесла, связанные с изготовлением изделий из золота и серебра, с драгоценными камнями или без них, были организованы в сообщества, регулировались корпорациями и регулировались законами о регулировании расходов, и считались мужскими. Крупные объединения женщин, которые иногда образовывали закрытые профессиональные объединения, не были связаны с ювелирным искусством.

Механизация работ, требовавшая больших трудозатрат, изменила ситуацию в XIX веке, не нарушив, однако, облика мастерских, связанных с изготовлением ювелирных изделий. В Париже присутствие женщин все еще вызывало серьезные трудности в начале XX века, о чем свидетельствует эта история, написанная Франческой Картье Брикелл в труде, посвященном ее прославленным предкам: «Первой женщиной, работавшей в Cartier, была госпожа Рико, которую Альфред Картье нанял в качестве нитязательницы жемчуга, при одном условии: ей не разрешалось ходить в дом 13 по улице Рю де ла Пэ. Она была представительницей прекрасного пола, и Альфред, не разрешая ей общаться с мужчинами, работающими в магазине, запер ее в своем офисе на улице Рю де ла Пэ, дом 4, как раз напротив. «Потребовалось все упорство Луи Картье, изобретателя стиля Cartier и внука основателя семейного дома, чтобы высококвалифицированный сотрудник смог присоединиться к 13-му.

звезда регулярно носит украшения от Tiffany & Co., выбор ожерелья от Meta Overbeck привлекает внимание к одной из первых женщин, получивших руководящую должность в ювелирном магазине. С 1902 года Луис Комфорт Тиффани окружала себя женщинами, чтобы выразить свое видение цвета и природы.

И женщины раскрываются на ювелирной сцене

Появление среднего класса, создание интеллектуальной буржуазии, подъем движения суфражисток в сочетании с появлением движения «Искусства и ремесла» способствовали приходу женщин в ювелирное дело в конце XIX века. Не как работники, а как творцы. Робко во Франции и континентальной Европе (в Париже, насколько нам известно, только одна женщина, Элизабет Бонте, заявила о себе в стиле ар-нуво, который был монополизирован мужчинами), гораздо больше в Лондоне, а затем и в Соединенных Штатах, благодаря влиянию таких школ, как Школа института искусств Чикаго или Массачусетская нормальная художественная школа. Напомним, что движение «Искусства и ремесла», охватывающее все аспекты дизайна и декоративно-прикладного искусства, возникло в результате дебатов о том, какое место следует отводить творческому воображению мастера после столетия промышленной революции. Дизайн, созданный этим движением, напрямую отсылает к средневековым стилям. Хотя начинающие таланты часто являются партнерами по браку, несколько женщин выделяются сами по себе в Лондоне (Сибил Данлоп обучалась в Брюсселе, Дорри Носситер обучалась в Муниципальной школе искусств в Бирмингеме), в Шотландии (Джесси Маклиш) и в Ирландии (мы вспоминаем Фиби Анну Тракейр, которая училась в Королевском Дублинском обществе, прежде чем обосноваться в Эдинбурге).

Джулия Мансон была нанята в 1898 году на должность эмальера, а в 1902 году была назначена главой ювелирного отдела Tiffany. Она стала первой женщиной, занявшей руководящую должность в крупном ювелирном доме. Сотрудничество Тиффани и Мансона продлилось чуть более десяти лет и дало жизнь экспериментальным ювелирным украшениям, которые Луи Комфорт считал «маленькими миссионерами искусства». В 1914 году ее сменила Мета Овербек. Это ожерелье хранится в Музее американского искусства Чарльза Хосмера Морса в Орландо. Этот музей славится своей коллекцией произведений искусства в стиле модерн. 

Ожерелье " Павлин и фламинго", ок. 1903–1906 гг. Эмаль, опал, аметист, рубин, сапфир, демантоидный гранат, изумруд, хризоберилл, жемчуг, золото.

Дизайнер: Луис Комфорт Тиффани 1848–1933 гг.
Ювелир: Джулия Мансон [Шерман] 1875–1971 гг.
Марка: TIFFANY & C o.

Джулия Мансон была нанята в 1898 году на должность эмальера, а в 1902 году была назначена главой ювелирного отдела Tiffany. Она стала первой женщиной, занявшей руководящую должность в крупном ювелирном доме. Сотрудничество Тиффани и Мансон продлилось чуть более десяти лет и дало жизнь экспериментальным ювелирным украшениям, которые Луи Комфорт считал «маленькими миссионерами искусства».

Брошь , ок. 1910 г.  Эмаль, циркон, опал, золото.

Ювелир: Джулия Мансон [Шерман], 1875–1971 гг.
Клеймо: TIFFANY & CO.

В 1914 году ее сменила Мета Овербек. 

Браслет , ок. 1915 г. Лазурит, эмаль, золото.

Ювелир: Мета К. Овербек,
Клеймо: TIFFANY & CO.

Женщины Тиффани

В США становится нормой приглашать женщин на должность главного дизайнера/художника ювелирной компании. Это движение позволяет женщинам-творцам в полной мере продемонстрировать свои таланты. Жюльет Вейр-де Ларошфуко в своей прекрасно документированной и иллюстрированной работе, посвященной самым красивым украшениям женщин-ювелиров, составляет внушительный список личностей (Мари Циммерман, Жозефина Хартвелл Шоу, Элинор Эванс Клапп и др.), чьи работы были включены в экспозиции престижных музеев.

Но в то время как в Европе ни один известный ювелир не ставил женщину на важную должность (только в межвоенный период началась эпоха блистательных Жанны Туссен и Сюзанны Бельперрон), нью-йоркское учреждение в начале прошлого века встряхнуло обычаи и традиции.

В 1902 году Луис Комфорт Тиффани, сменивший отца, занял пост художественного руководителя Tiffany's. В том же году он назначил Джулию Мансон главой ювелирного отдела, чтобы она помогала ему разрабатывать «формулы и узоры». Она тайно поселилась у Луи Комфорта в студии, расположенной на верхнем этаже его особняка в Нью-Йорке, прежде чем присоединиться к студии на 23 улице. Мансон, известный эмальер (работавшая с Патрисией Гей в стекольном цехе с 1898 года) использовала филигрань и витражную мозаику, помещая камни в лиственные оправы для создания ювелирных изделий с большим органическим единством, которые характеризуются богатством цветовой палитры, вдохновленной фантазией флоры. После замужества в 1914 году она была вынуждена, в силу сложившихся правил, оставить свою должность. Ее заменяет Мета Овербек.

 Дизайн страницы книги с эскизам Меты Овербек, ок. 1914–33 гг.

Акварель, тушь, карандаш на бумаге. Мета К. Овербек, 1879–1936 гг.

Она также является эмальером и работает в эмалевом цехе с 1902 года. Под ее руководством в коллекциях появились новые драгоценные камни. Желтые сапфиры, желто-зеленые турмалины, темно-синие опалы. «Луи Комфорт Тиффани ценил ловкость и мастерство женщин. «Он также ценил их способность различать цвета, особенно тонкие различия между зелено-синим и желто-оранжевым — любимыми оттенками Тиффани, поскольку только природа способна воспроизвести этот спектр», — отмечает Джанет Запата, бывший архивариус дома.

«Альбом эскизов Овербек (на фото выше) демонстрирует сдвиг в сторону более крупных камней и более холодных, ярких цветов», — отмечает известный критик Жаннин Фалино.

Она оставалась главой отдела до его закрытия в 1933 году. По общему признанию, потомки не уделили много внимания ее имени, которое известно лишь узкому кругу специалистов, таким как Джулия Мансон и Патрисия Гей. Джанет Запата объясняет эту осмотрительность тем, что Луис Комфорт Тиффани, смущенный всемирно известными ювелирными изделиями, созданными его отцом и Полдингом Фарнхэмом, стеснялся выставлять напоказ свои творения (часто экспериментальные), созданные его командой художниц. 

Мета Овербек, родившаяся в Нью-Джерси, сменила Джулию Мансон на посту главы ювелирного отдела студии Tiffany в 1914 году. Овербек описывала себя как «дизайнера», работающего на «ювелира», напротив, ее предшественница Джулия Мансон, тесно связанная с Луисом Комфортом Тиффани на ранних экспериментальных стадиях ювелирных усилий, предсавляла себя «художницей». Несмотря на эстетическую преемственность с работами Мансон предшественницы, проекты Овербек демонстрировали больший интерес к ограненным камням значительного веса, помещенным в оправы, регулируемые симметрией. Вкус к цвету все еще сохраняется. Его используют в исторических украшениях, вдохновленных эпохой Возрождения, Индией и Египтом.

Однако совместное решение, принятое модным домом и Леди Гагой, продемонстрировать творение Overbeck — ожерелье из золота и оникса, изготовленное в начале 1930-х годов, с жемчугом и внушительным турмалином, — во время церемонии вручения премии «Грэмми», 67-я церемония которой прошла в Лос-Анджелесе в начале февраля, — вовсе не невинное. Это творение, которое редко достают из запасников, с одной стороны, напоминает о важности места, которое некогда отводилось ремесленному труду, ревностно сохраненному в свое время Луисом Комфортом Тиффани в самом сердце его производства. Прежде всего, это свидетельствует о древности взглядов, посвященных не только творчеству (возвышенному в последние десятилетия видением Эльзы Перетти, Анджелы Камминг, Паломы Пикассо, Франчески Амфитеатроф и, конечно же, Натали Вердей), но и расширению прав и возможностей женщин. Приятное напоминание.

источники:

https://www.lepoint.fr/montres/tiffany-ressuscite-meta-overbeck-18-02-2025-2582677_2648.php

https://ecommb.cfd/products.aspx?cname=louis+comfort+tiffany+jewelry&cid=45&url=www.vidtheque.com/index.aspx

https://www.macklowegallery.com/blogs/designer-spotlights/highlighting-women-makers-louis-comfort-tiffanys-jewelry-missionaries

https://morsemuseum.org/on-exhibit/art-jewelry-favrile-metalwork-precious-glass-by-louis-comfort-tiffany/

 

 

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом