Van Cleef & Arpels, брошь в стиле ар-деко, 1930 г.
Организаторы Парижской выставки декоративного искусства 1925 года с большим энтузиазмом заявили, что только ювелирные изделия, демонстрирующие «новое направление и настоящую оригинальность», будут достойны их мероприятия. Все анонимные заявки были просмотрены комитетом таинственных судей, и только на эффектном открытии были раскрыты имена дизайнеров на маленьких латунных табличках, подвешенных под их творениями — Cartier, Chaumet, Lacloche Freres, Mauboussin, Van Cleef & Arpels и другие — имена, которые сохраняются так же долго, как и созданный ими стиль. В конечном счете, выставка 1925 года стала определяющей точкой движения, которое мы теперь называем ар-деко.
Браслет из желтого золот с хризопразом, аквамаринами и бриллиантами. Lacloche Freres, конец 1920-х гг. Частная коллекция
Нет никаких сомнений в непреходящей популярности ар-деко. Les Arts Décoratifs были одновременно минималистичными и роскошными. В них строгость Баухауса сочеталась с экстравагантностью парижского кабаре.
Ар-деко процветал, а затем пришел в упадок между двумя мировыми войнами, но, несмотря на свою кратковременную моду, драгоценности в стиле ар-деко по-прежнему кажутся нам современными – на самом деле, они имеют устойчивое современное ощущение. Неудивительно, что стиль породил так много репродукций – имитация – это высшая форма лести – но это распространение может затруднить аутентификацию. К счастью, есть способы отличить подлинное произведение эпохи от репродукции.
Van Cleef & Arpels, браслет Ludo Hexagon, 1937 г.
Ар-деко родился из новых технологий. После 1920 года синтетические сапфиры стало легко производить, и их так хвалили за их прочность по сравнению с эмалью, что многие из них стали занимать видное место в качестве декоративных элементов. Некоторые ювелирные дома презирали эту практику и использовали только натуральные сапфиры.
Бриллианты бриллиантовой огранки, украшавшие так много драгоценностей, обязаны своими пропорциями молодому американскому математику Марселю Толковскому, опубликовавшему свою работу в 1919 году. Идеальная огранка Толковского стала сенсацией. Никогда прежде бриллианты не были такими блестящими, что создавало поразительные высококонтрастные черно-белые дизайны или изделия, в которых бриллианты соседствуют с кораллами и другими необычными материалами. Спрос на ювелирные изделия с бриллиантами утроился почти за одну ночь. Ранние бриллианты идеальной огранки можно легко узнать по их широким граням павильона — пережитку более старых огранок и, таким образом, узнаваемой детали ар-деко. Практически во всех прекрасных драгоценностях того периода для крепления камней использовалась платина, благодаря гению Луи Картье, который задал тренд. Технологические инновации всего за одно десятилетие вооружили ювелиров мира возможностью создания совершенно современного облика, и взаимодействие этих переменных может дать ясную картину возраста изделия.
Платиновый браслет в стиле ар-деко с бриллиантами и ониксом из коллекции Жаклин Джилл Коллинз
Ар-деко обычно ассоциируется с повторяющимися геометрическими узорами, чистыми формами и плоскими поверхностями, но некоторые предметы также демонстрируют более заметное египетское (гробница Тутанхамона была открыта к радости мира в 1922 году), ближневосточное или восточное влияние. Поэтому материал и пропорции иногда могут быть более надежной формой идентификации.
Как отличить современную вещь от украшения, созданного век назад
Некоторые характеристики почти наверняка исключают статус предмета, изготовленного в эпоху ар-деко. Бриллианты, как и большинство драгоценных камней, в те времена всегда оправлялись в платину. Иногда встречается белое золото, но только в изделиях, изготовленных после 1930 года. Методы литья были разработаны только после 1940 года, поэтому никаких линий отливки не существовало. В целом, незаконченные детали, несоответствия, неуклюже ограненные и закрепленные камни или плохо сочетающиеся камни являются признаками репродукции. Бриллианты огранки багет, квадрат и изумруд дебютировали между 1922 и 1925 годами; другие огранки встречаются редко. Камни, которые были закреплены позже, часто будут иметь более заметные или менее сложные оправы в виде когтей, как результат литья или формовки.
Наиболее распространенной причиной путаницы, связанной с определением ар-деко, является наше (очень современное) неверие в качество мастерства, которое его создало. На короткий период времени весь дух и энтузиазм начала двадцатого века нашли свое выражение в мастерстве девятнадцатого. Это было сближение, которое не могло длиться долго. Механизация и очарованность эффективностью, которые вдохновляли эти проекты, вскоре положили им конец.