Начиная с эпохи Возрождения и до наших дней, художники использовали ювелирные изделия как тайный язык для выражения множества идей, добавляя в свои работы слои содержания и художественного мастерства.
Сегодня мы рассмотрим, как ювелирные изделия изображаются в искусстве, чтобы глубже понять замысел художника, исторический контекст и используемый символический язык.
Символизм ювелирных изделий в искусстве:
Украшения на картинах часто служат мощным символом, олицетворяющим богатство, статус, власть и даже духовное или эмоциональное значение. В Средние века многие художники использовали украшения в своих работах, чтобы подчеркнуть статус своих героев.
Позднее, в искусстве эпохи Возрождения, к повествованию были добавлены новые слои символов, например, «Весна» Боттичелли. Её называют «одной из самых обсуждаемых и самых противоречивых картин в мире» благодаря яркой аллегории и глубокой символике. Например, «Весна» прославляет весну и изображает группу мифологических персонажей, таких как Венера, богиня любви и красоты, Купидон и три грации. А теперь внимательно посмотрите на трех граций.
Три грации олицетворяют женские добродетели: целомудрие, красоту и любовь . В классическом искусстве их традиционно изображали обнажёнными, но Боттичелли представил зрителям их в прозрачных белых платьях, украшенных изящным жемчужным головным убором, символизирующим чистоту и красоту. Тонкое прикосновение природы вплетено в подвески в форме цветов – символ весны и роста.
Переходя к эпохе барокко, мы сталкиваемся с драматичным использованием ювелирных изделий в творчестве Караваджо. В «Кающейся Магдалине» украшения отброшены в сторону, символизируя отказ Магдалины от распутной жизни.
Расшифровывая символику ювелирных изделий, мы лучше понимаем послание художника и контекст картины.
Повествовательные элементы ювелирного искусства:
Украшения также могут использоваться для развития сюжета картины. Они играют важную роль в повествовании историй и передаче эмоций.
Например, эта картина в классическом стиле «Ахилл среди дочерей Ликомеда» может многое привлечь ваше внимание. Но в центре композиции находится сверкающая чаша с безделушками, с нитью роскошного жемчуга, продетой в кончики пальцев женщины. Это был поворотный момент в легенде об Ахилле. В греческой мифологии мать Ахилла, опасаясь, что ее сын погибнет в битве, спрятала Ахилла под видом женщины в доме царя Ликомеда. Греческие вожди, конечно же, заподозрили неладное, поэтому они поставили перед женщинами чашу, полную сверкающих драгоценностей и оружия в качестве подарков. В отличие от других женщин, Ахилл мгновенно направился к мечам и щитам, раскрывая свою истинную сущность. Интересно, что Ахилл помещен в тень, а свет направлен в центр драгоценностей. Так же, как и дочери Ликомеда, мы инстинктивно хотим схватить эти драгоценности.
Еще одна картина на эту тему:
Фациус, Джордж Зигмунд (1750-1814)Фациус, Иоганн Готтлиб (1750-ок. 1802)Кауфманн, Ангелика Мария Анна Катарина (1741-1807)(Инвентор). Ахилл среди дочерей Ликомеда, Великобритания, 1786 г. Государственный Эрмитаж
Наблюдая за драгоценностями на картине, мы можем стать активными участниками истории, которую художник пытается нам рассказать или напомнить.
Художественное выражение: драгоценности как игровая площадка для художника
Помимо символики и повествовательной составляющей, ювелирные изделия также являются образцом художественного мастерства. Такие художники, как Вермеер, скрупулезно передавали игру света на различных драгоценных камнях и материалах, создавая ощущение реализма и фактуры.
Данте Габриэль Россетти, видный деятель Братства прерафаэлитов, часто использовал в своих работах собственные украшения. На картине «Возлюбленная» изображена невеста, или «возлюбленная», из Песни Песней Соломона, приближающаяся к жениху со своей свитой.
Данте Габриэль Россетти. Невеста (Возлюбленная). 1865–1866.Галерея Тейт, Лондон
Центральным мотивом браслета являются две морские змеи по обе стороны кувшина с водой, в которых львиные маски сжимают в пасти позолоченную цепь. Россетти впервые использовал это экзотическое украшение в 1864 году в «Монне Помоне», и его отчётливо видно на картине «Невеста» (1865–1866).
Данте Габриэль Россетти. Монна Помона. 1864. Британская галерея Тейт, Лондон
Также обратите внимание на портреты Джона Сингера Сарджента, известного своим изысканным вниманием к деталям. В «Мадам X», портрете Виржини Амели Авеньо Готро, яркий контраст её чёрного платья на фоне бледной кожи подчёркивается бретельками платья, с украшенной драгоценной застёжкой. Эта небольшая деталь намекает на скандальную репутацию Готро, добавляя картине интриги.
Джон Сингер Сарджент (1856–1925). «Мадам X» (Виржини-Амели Авеньо-Готро) , 1883–1884. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Джон Сингер Сарджент Леди Агни Лохно, 1893. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
На его картине «Леди Агню из Лохно» модель встречает зрителя застенчивым, но прямым взглядом, а её непринуждённая поза и струящееся сиреневое платье создают впечатление прелестного цветка. Несмотря на то, что на ней лишь простой кулон, едва намеченный Сарджентом, и золотой браслет, модель излучает модный — и явно богатый — образ. «Она шепчет деньги», — сказал Воландес.
Ювелирные изделия становятся неотъемлемой частью визуального языка художника, придавая работам глубину и объем.
В заключение следует отметить, что ювелирные изделия в искусстве — это не просто украшение, это язык символов, повествовательный приём и выражение художественного стиля. От скрупулезных деталей шедевров эпохи Возрождения до выразительных мазков кисти импрессионистов — ювелирные изделия продолжают пленять как художников, так и зрителей, позволяя заглянуть в истории, эмоции и самобытность, украшающие нашу жизнь.