Репродукция ожерелья из коллекции «Bijoux de Diamants» 1932 года
Ноябрь 1932 года. Мир столкнулся с экономическим коллапсом после обвала фондового рынка в 1929 году. Ювелирная промышленность не исключение. Чтобы оживить резко упавшие продажи, у торговцев бриллиантами из лондонской Diamond Corporation Limited возникла блестящая идея: они решили найти новый подход к возрождению алмазного рынка и выбрали Габриэль Шанель , возглавлявшую тогда колоссальную империю.
В 1930-х годах дизайнер была на пике своей славы. Но, будучи королевой бижутерии, она до этого момента не хотела заниматься ювелирным делом. Вероятно, потому, что была свободной женщиной, а мир ювелирных изделий в то время оставался крайне регламентированным. Но торговцы бриллиантами сумели переубедить её. «Чтобы забыть о кризисе, нет ничего лучше, чем созерцать прекрасные новые вещи, которые искусство наших мастеров продолжает создавать», — заявила она в 1932 году в интервью журналу Intransigeant .
Затем Габриэль Шанель доверили владение коллекцией белых и жёлтых бриллиантов, из которых она должна была составить «Bijoux de diamants» – коллекцию высокого ювелирного искусства, состоящую примерно из 50 изделий. Кутюрье выставляла её в течение 15 дней в своём особняке на улице Фобур-Сент-Оноре. Хотя до наших дней не сохранилось ни гуашей, ни записей о продажах этой коллекции, статьи в прессе того времени свидетельствуют об энтузиазме, вызванном выставкой. Было обнаружено не менее 450 публикаций, а также видеорепортажей, предназначенных в то время для политических событий. Это свидетельствует о масштабе события.
Приглашение на выставку «Бриллиантовые украшения» в 1932 году
Коллекция, созданная для женщин
Хотя выставка, как мы бы сказали сегодня, произвела фурор, ювелиры Вандомской площади не разделяли этого энтузиазма. Они не понимали, почему лондонские торговцы бриллиантами не выбрали их, и с тревогой наблюдали за конкуренцией со стороны Габриэль Шанель, женщины, приехавшей совать свой нос в мужские дела. Они поспешно попытались добиться демонтажа выставки, но безуспешно.
Эта выставка сама по себе «сломает» стереотипы. Вместо того, чтобы представлять свои изделия на небольших подушечках, типичных для украшений, кутюрье, а теперь и ювелир, демонстрирует их на очень реалистичных восковых бюстах. Она привлекает внимание своего стилиста, размещая украшения как на дневных, так и на вечерних нарядах, намекая, что их можно носить в любое время суток. Она также предлагает украшения, которые сильно отличаются от традиционных ювелирных украшений, например, брошь на голове, а не на груди. Эти новые модели, предложенные Габриэль Шанель, вызывают столько же обсуждений, сколько и сама коллекция.
Брошь «Перо», которую Габриэль Шанель также предлагала носить на голове
Ведь, помимо своего портновского взгляда, Габриэль Шанель никогда не теряла из виду свою цель – создать коллекцию, в которой женщинам было бы удобно носить украшения. Эту же философию она применяла и к моде, когда создавала рукава своих костюмов, обеспечивающие свободу движений. Например, колье «Комета» из этой коллекции, известное нам по архивам прессы, не имеет застёжки: оно обхватывает шею, создавая ощущение свободы. «Я хочу, чтобы это украшение облегало пальцы женщины, как лента. Мои ленты гибкие и съёмные», – сказала она в интервью в 1932 году.
Колье «Комета» 1932 года, фотограф Робер Брессон
Вдохновленная звездами
По данным Chanel Heritage, из 50 созданных изделий до наших дней сохранились только два. «Одну брошь нам удалось купить на аукционе, а вторую — в частной коллекции». Всего было идентифицировано 17 брошей, девять украшений для волос, восемь ожерелий, четыре кольца, три браслета, две пары серёг, двое часов и два аксессуара.
Украшения из коллекции «Bijoux de diamants», изготовленные из бриллиантов старой огранки (ранее ограненных, но не пропорционально, как другие виды огранки), и оправленные в платину или жёлтое золото, в основном символизируют звёзды. Среди идентифицированных украшений 22 представляют собой карту неба, пересеченную таким же количеством комет, звёзд, ковшей Большой Медведицы, лун и солнц. Выбор, далеко не оригинальный, но особенно тронувший кутюрье. «Габриэль Шанель верила в звёзды. Она была очень суеверной», — говорится в истории Chanel.
Брошь Bijoux de Diamants, найденная Chanel на аукционе
Но звёзды были не единственным источником её вдохновения. Были также узлы, бахрома и даже воздушные перья — мотивы, ставшие уникальными для модного дома. Есть также сведения о брошах в форме цифр 3, 5 и 7, следов которых не обнаружено. «Вероятно, потому что большая часть коллекции была разобрана: Габриэль Шанель пришлось вернуть бриллианты; они были взяты лишь во временное пользование».
Эта первая коллекция украшений, ставшая настоящим успехом, ознаменовала начало целого приключения. «Габриэль Шанель не остановилась на достигнутом: в последующие годы она создавала небольшие коллекции, которые мы сегодня назвали бы капсульными, для себя, своих преданных клиентов и друзей», — заключает «Наследие Шанель». До самой смерти в 1971 году.