Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Как Cartier стал одним из самых знаковых имен в ювелирном деле

11 сентября 2025
Рут Пельтасон

Ожерелье «Патиала», созданное Cartier Paris около 1928 года. (Винсент Вульверик/Cartier)

Имя Cartier имеет статус — говорите ли вы о его истории, его драгоценностях или даже о его фирменной красной коробке с отличительной золотой отделкой. На протяжении более 175 лет этот ювелирный дом был выбором королей и королев, а также самых богатых слоев общества в Европе и США.  

Украшения для богатых и знаменитых 

Казна королевской семьи Англии заполнена бриллиантовыми творениями Cartier — среди них тиара Halo с 739 бриллиантами круглой огранки. Герцог Йоркский, впоследствии король Георг VI, приобрел тиару в 1936 году, а нынешняя принцесса Уэльская Кейт Миддлтон надела ее на свою свадьбу в 2011 году.  

Американские наследницы богатых домов заказывали Cartier изготовление ювелирных изделий, имеющих непреходящую ценность. Самым известным украшением Марджори Мерриуэзер Пост, возможно, является ее брошь-подвеска с резными изумрудами и бриллиантами в могольском стиле 1923 года. У Дэйзи Феллоуз было ожерелье Hindu 1936 года, которое было примером дизайна дома tutti frutti и положило начало моде на украшения в индийском стиле. Дорис Дьюк носила роскошный бриллиантовый браслет в стиле ар-деко своей матери, который был продан на аукционе за 1,2 миллиона долларов в 2004 году. А еще был свадебный подарок Барбары Хаттон 1933 года: ожерелье из жадеита Hutton-Mdivani, которое Cartier Collection приобрела в 2014 году за рекордные 27,4 миллиона долларов. Актриса Элизабет Тейлор, которая сочетала гламур с американским королевским стилем, получила в подарок от своего мужа Майка Тодда гарнитур с бирманскими рубинами и бриллиантами в 1957 году; В 2011 году он был продан за 5,4 миллиона долларов.

Платиновая брошь от Cartier London с изображением аметиста, сапфиров и бриллиантов

Платиновая брошь 1933 года от Cartier London с аметистом, сапфирами и бриллиантами

Когда дело доходит до украшений для повседневного ношения, Cartier успешно объединил свою репутацию эксклюзивности с финансовым успехом на вторичном рынке. Наручные часы Tank 1919 года, кольцо Trinity 1924 года и браслет Love 1969 года являются неизменными фаворитами, которые с одинаковым удовольствием носят бэби-бумеры, миллениалы и поколение Z. Между тем, часы Mystery от Cartier занимают свою собственную нишу; они дебютировали около 1912 года и являются Святым Граалем часового искусства для коллекционеров.  

Семейное дело 

Cartier начиналась скромно, когда Луи-Франсуа Картье основал ее как розничную компанию в 1847 году. Как и во многих семейных предприятиях, именно последующие поколения сделали имя Cartier синонимом совершенства. Его сын Альфред, чье пребывание у руля Cartier началось в 1874 году, привел фирму к величию; два десятилетия спустя Cartier стал одним из ведущих ювелирных домов Франции.  

Расширение империи Cartier было рождено необходимостью. Клиенты, которые приезжали в Париж, в том числе богатые американцы, также хотели делать покупки там, где они жили. Три сына Альфреда возглавили аккуратное перераспределение активов и продаж: Луи, старший, остался в Париже, чтобы управлять флагманским магазином; Жак управлял лондонским филиалом, который открылся в 1902 году; а Пьер приехал в Нью-Йорк в 1909 году, чтобы предложить персонализированное обслуживание городским баронам-грабителям, новоиспеченным миллионерам того времени. Возможно, нет большего символа ценности Cartier в то время, чем двойная нить натурального жемчуга, которую финансист Мортон Ф. Плант купил у дома в обмен на свой особняк в стиле боз-ар на Пятой авеню, 653, — до сих пор являющийся домом нью-йоркского флагманского магазина Cartier.

Браслет Tutti frutti, который компания English Art Works изготовила для Cartier London, изображение

Браслет Tutti frutti, изготовленный English Art Works для Cartier London в 1928 году. (Музей Виктории и Альберта) 

Легенды и легендарное делают Cartier отличительным. Любой список «лучшего от Cartier» был бы удивительно длинным, но кто не узнает драгоценности tutti frutti, булавку Flamingo, пантеру, сидящую на сапфировом кабошоне, резные коралловые химеры, бриллиантовые шедевры в стиле ар-деко? Как однажды сказал британский король Эдуард VII, Cartier — «ювелир королей и король ювелиров».

Мнение дилера

Гас Дэвис, владелец ювелирного дома Camilla Dietz Bergeron в Нью-Йорке, рассказывает, почему Cartier по-прежнему занимает почитаемое место в сердцах людей. 

Cartier всегда опережал свое время и всех остальных. Что отличает его от других домов, так это то, что он делал все и вся для своих клиентов.  

Там была светская львица Барбара Хаттон и ее брошь в виде тигра,  Элизабет Тейлор и ее жемчужное ожерелье Перегрина. Каждое из этих изделий — искусство. Cartier создал потрясающие тиары, эти невероятные часы Mystery, причудливые булавки и невероятные ожерелья. Среди дизайнеров была Жанна Туссен, чьи украшения вывели герцога и герцогиню Виндзорских на новый уровень — посмотрите на эту булавку Flamingo! — и Альдо Чипулло, который сделал браслет Love культовым для всех.  

Помню, около 30 лет назад мы с соучредителем моей компании Камиллой Диц Бержерон купили прекрасный браслет Cartier tutti frutti с этим великолепным резным могольским сапфиром в центре. Думаю, мы заплатили за него 235 000 долларов. Мы знали, что браслет особенный и имеет отличное происхождение — жена Уильяма Рэндольфа Херста купила его в 1927 году — поэтому мы раскошелились на него. Тогда люди хотели крупные бриллианты; они хотели все эти украшения 80-х и 90-х годов. Они не хотели украшений в стиле ар-деко, и  определенно не хотели этот браслет, который стоил почти четверть миллиона долларов с очень небольшим количеством бриллиантов. Однако сегодня он является частью коллекции Cartier.

Когда клиенты просят нас о подписанных украшениях из коллекции, Cartier — одно из первых имен, которое они запрашивают. В нем есть все эмоции. Эта узнаваемость имени всегда важнее цены, потому что вы не кладете украшения Cartier на весы и не взвешиваете их. С другой стороны, ни одно имя не является пуленепробиваемым. Каждый крупный дом продает украшения, которые я называю коммерческими — движимые ценой и предназначенные для широкой публики.  

Я не люблю говорить людям, что они должны покупать драгоценности как инвестиции. Инвестиционные драгоценности отличаются от того, что вы покупаете и носите каждый день. Это две разные категории. А с Cartier вы говорите о драгоценностях как о форме искусства.

Источник: rapaport.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом