В XIX веке женская мода, характеризующаяся пышными платьями на кринолинах и корсажами, украшенными бантами и цветами, претерпела изменения благодаря появлению особых украшений. С 1840-х годов ювелиры создавали украшения для корсажей, используя растительные мотивы, такие как плющ, вьюнок или дикая роза. Эти изделия, которые также могли изображать насекомых или мелких животных, отличались особой инновационностью в плане техники изготовления.

"Дрожащая" брошь, 1850 г. Музей Виктории и Альберта

trembleuse ("дрожащая") брошь, около 1880 года.
Музей декоративного искусства – Париж.
"Дрожащая" брошь (trembleuse)
В «Словаре ювелирных изделий» эти изделия trembleuse определяются следующим образом: «Ювелирный мотив, часто в форме насекомого или бабочки, прикрепленный к оправе, снабженной пружиной, так что он вибрирует при малейшем движении».
Такая подвижность, обеспечиваемая искусной системой сочленений, придает броши совершенно особый шарм, отсюда и ее название: «дрожащая».
Пружинный механизм
Механизм броши-тремблера часто основан на пружинной системе, скрытой в небольшой коробочке. Ювелир вставляет в коробочку металлическую проволоку, которую затем точно натягивает, создавая оптимальное натяжение. В этой коробочке, закрытой перфорированной крышкой, находится стержень подвижного элемента, который вибрирует при малейшем движении. Эта техника сложна в исполнении. Действительно, она требует тонкого баланса между прочностью и гибкостью, чтобы обеспечить как долговечность механизма, так и плавность колебаний. Некоторые броши, особенно длинные (до 60 см), могут включать в себя даже несколько подвижных элементов, что делает их изготовление ещё более сложным.
.jpg)
Пример механизма @hvmc
Преобразования
Ещё одно преимущество брошей- trembleuse заключается в их трансформируемости. Благодаря штифтам и винтам можно было отсоединять отдельные элементы изделия и носить их по-разному: как брошь, как украшение для волос, в длинном или коротком варианте. Футляры с этими брошами также очень информативны. Хотя многие изделия сейчас не полностью собраны, иногда под основанием можно найти инструменты, необходимые для разборки: отвёртки, гребни, булавки… Это позволяет собрать изделие в его первоначальном виде и раскрыть все его возможности.

Княгиня Монако в день своей свадьбы
Эффекты
Зачем нужен такой механизм? Что побудило ювелиров создавать анимированные украшения?
«Трепещущие» броши, часто изготавливаемые из золота или серебра и инкрустированные бриллиантами, особенно старой огранки, отвечают на этот вопрос. Эти бриллианты, характеризующиеся 58 гранями, более высокой площадкой и ограненным павильоном, обладали менее интенсивным блеском, чем современные бриллианты. Однако, устанавливая их на качающийся механизм, ювелиры стремились придать изделию энергию. Движение броши, усиливающее блики света на бриллиантах, создавало иллюзию их большего размера и яркости. Эта анимация наполняла украшение собственной жизнью, идеально воплощая романтическую эстетику той эпохи, которая ценила изящное мастерство и лёгкость. Подчеркивая женственность и красоту своей обладательницы, «трепетная» брошь становилась чем-то большим, чем просто украшение.

брошь-trembleuse, 1850 г. Музей Виктории и Альберта