Заместитель Министра финансов России А.В. Моисеев в преддверии Пленарного заседания КП 12-15 ноября 2024 г. прокомментировал состояние алмазно-бриллиантового рынка:
Мировой алмазно-бриллиантовый рынок сейчас переживает очередной, пятый по счету в 21 веке кризис. Он во многом похож на предыдущие кризисы 2008-2009, 2015, 2018-2019 и 2020 гг. в части влияния негативных макроэкономических трендов, снижения уверенности потребителей, падения цен на бриллианты и объемов их производства, накопления стоков алмазов у трейдеров и огранщиков, пересмотра алмазодобывающими компаниями своих годовых планов по производству. Его отличие – в продолжительности. Ранее затоваренность рынка проходила в течение года, сейчас она затянулась и совпала с кратным ростом стоимости фондирования для участников отрасли. Без всякого преувеличения можно сказать, что мировая алмазно-бриллиантовая отрасль проходит сейчас самое серьезное испытание на прочность. Будучи ответственным и одним из крупнейших по объемам производства участником отрасли, российская алмазодобывающая промышленность, несмотря на обусловленные геополитическими соображениями сложности, продолжает прилагать значительные усилия в сотрудничестве с ключевыми партнерами по продвижению бриллианта как категории, ожидая того же и от других ведущих представителей алмазного трубопровода.
В последнее время многие участники отрасли и аналитики стали отмечать, хотя и довольно осторожно, появление признаков некоторой стабилизации на алмазном рынке. Надеемся, что они окажутся правы, и мы увидим начало периода восстановления уже в следующем году. Российское Правительство, в свою очередь, верит в фундаментальную стоимость природного алмаза. Мы уверены, что совместными усилиями по продвижению масштабных программ видового маркетинга ведущие участники отрасли смогут содействовать скорейшему завершению текущего кризиса в отрасли.
Однако, попытки отрасли выйти на траекторию устойчивого развития на фоне сложной макроэкономической ситуации могут быть полностью подорваны обусловленной американскими геополитическими установками деструктивной «санкционной» политикой США и их союзников по Группе семи (G7) против российского сегмента отрасли. Который является ключевым фактором стабильного развития мировой алмазной торговли за последние 10 лет. В стремлении «отменить» российские алмазы, на которые приходится треть всей мировой добычи, в рамках общей цели по нанесению экономического ущерба России и ее подчинения своим представлениям о том, как должен быть устроен мир, коллективный Запад может в итоге «отменить» всю мировую алмазно-бриллиантовую отрасль, нанеся ей непоправимый ущерб.
Прежде всего, ограничения G7 на алмазы и бриллианты могут полностью разрушить существующие десятилетиями цепочки поставок, достижения видового маркетинга природных бриллиантов и саму бизнес-модель алмазного сектора за счет введения требований по сегрегации. Они приносят дополнительные издержки на всех этапах от добычи до розницы, более длительные и сложные процедуры оформления торговых операций, особенно трансграничных, трудности с банковскими платежами и финансированием, страхованием и логистикой. Эти факторы увеличивают время обработки алмаза на каждом этапе, подрывая производственный цикл, занятость в каждом секторе, финансирование, прибыль и инвестиции в будущее отрасли. Это станет еще более очевидно в случае перенаправления торговых потоков в один или несколько так называемых «узлов», которые участникам отрасли придется проходить на каждом этапе преобразования алмаза, без четкого понимания того, как можно обеспечить верификацию того же камня сначала в виде необработанного алмаза, затем в виде бриллианта, и наконец в виде ювелирного украшения с бриллиантом, что лишь подчеркивает ту неопределенность, которую данные ограничения привносят в алмазную торговлю.
Эти меры главным образом ударят по малому бизнесу в алмазной отрасли — старательской и мелкомасштабной добыче, которая, в частности, вносит значительный вклад в мировое производство алмазного сырья — порядка 15-20% по объему и 5-10% по стоимости. Этот сектор также служит одним из основных источников существования местного населения в некоторых странах Африки, где миллионы людей напрямую и косвенно зависят от доходов от добычи алмазов. Меры также ударят по мелким торговцам и малым и средним предприятиям в сфере огранки и полировки. И это не говоря уже о небольших ювелирных предприятиях и семейных ювелирных магазинах, разбросанных по странам G7, которые, видимо, воспринимаются своими правительствами в качестве простого сопутствующего ущерба своей непродуманной экономической войны против алмазодобывающего сектора.
В рамках данного подхода страны-производители алмазов, особенно осуществляющие старательскую и мелкомасштабную добычу и те, которые не располагают возможностями одномоментно внедрить механизмы сертификации и верификации, хотя бы декларативно, могут столкнуться с новыми неофициальными табу на свои алмазы со стороны западных ритейлеров. Они стремятся избегать необходимости управлять «лишними» рисками в целях сохранения остатков своего бизнеса. Объемы теневых, неподконтрольных правительствам операций увеличатся, а проблемы с обеспечением интересов местных сообществ и прав человека только обострятся. В итоге проблемы старательского сектора алмазодобычи не просто не будут решаться, а значительно усугубятся. В попытке заменить Кимберлийский процесс, единственный универсальный механизм регулирования международной торговли алмазами, и навязать очередной технологически нереализуемый и затратный для производителей процесс Запад в итоге вытолкнет добычу и торговлю в серую зону. Что приведет в итоге к обнулению всех усилий по-настоящему международного сотрудничества, предпринятые за последние два десятка лет в интересах устойчивого развития отрасли и обмена лучшими практиками.
Продвигаемый тезис о том, что данные ограничения позволят продавать «сертифицированные G7» камни по более высоким ценам и сделают это новой нормой, является ложным. Возрастающие финансовые издержки и затраты времени снизят прибыль среднего сегмента «алмазного трубопровода» практически до нуля, но не приведут к росту цен на бриллианты в долгосрочной перспективе. Напротив, дополнительные обременения приведут к появлению большого теневого рынка по всей цепочке поставок, подорвут законную торговлю, с трудом достигнутый за время работы Схемы сертификации КП уровень прозрачности и созданные механизмы саморегулирования отрасли за счет создания двух(трех-, четырех-)уровневой отрасли, в которой наиболее уязвимые предприятия будут оставлены позади, а валовая прибыль сектора природных алмазов упадет до исторического минимума.
Дополнительные расходы на создание и поддержание инструментов прослеживаемости камней и поиска технологического решения не удастся переложить на потребителя в условиях слабой макроэкономической конъюнктуры и потребительской неуверенности. В этой ситуации розничная торговля вряд ли будет готова поднять цену или снизить свою маржу. Таким образом, вместо ограничения доходов российских алмазодобывающих компаний пострадают все добывающие и обрабатывающие алмазы страны и компании, которые в конечном итоге заплатят снижением цен из-за возросших затрат на дополнительную «сертификацию» происхождения, вплетением в бизнес-модели огромного числа посредников и конкуренцией с серым рынком. Это вынудит проводить снижение затрат и инвестиций, в том числе на поддержание и модернизацию производства, что среди прочего приведет в последующем к падению уровня промышленной безопасности и ухудшению экологических показателей. Сократятся и расходы на геологоразведку. Таким образом, это не только сократит объемы производства на ближайший период, но и вызовет параболическое падение предложения алмазов в будущем. Не следует забывать и о снижении налоговых и прочих отчислений в бюджеты. Некоторые ведущие алмазодобывающие компании, которые в том числе продвигают инициативу по разделению рынка и прослеживаемости, уже заявили о своих планах сократить добычу и накладные расходы на 25%.
Вся отрасль может столкнуться с риском сокращения своих масштабов (downscaling): предложение алмазов в силу вышеуказанных причин кратно упадет, что приведет ее к «нишевизации», когда выручки от продукта будет недостаточно для инвестиций в видовой маркетинг и поддержания глобальной привлекательности продукта для потребителя. Алмазы рискуют повторить судьбу жемчуга или сапфиров, и стать рынком в несколько миллиардов долларов США, а это значит, что для обеспечения такого спроса будет достаточно добывающих мощностей в несколько миллионов карат. Создание неопределенности и стигматизация алмазов в сознании потребителей в качестве «источника финансирования конфликтов» приведет к тому, что потребитель будет ассоциировать природные бриллианты с рискованной покупкой и предпочтет для снижения риска уходить в другие сегменты или в альтернативные продукты.
Когда потребительский спрос начнет восстанавливаться, важно, чтобы предложение могло подстроиться, что невозможно в случае сегрегации рынков и «исключения» до 30% мировой добычи. При этом в сегментах более крупных камней, которые встречаются в добыче кратно реже мелких, данная проблема будет становиться еще острее. Ограничения G7 значительно сокращают на витринах магазинов доступный востребованный ассортимент бриллиантов. А покупатель, не найдя у продавца в нужный ему момент подходящий под свой бюджет и предпочтения ассортимент, может переключиться на товары-заменители, в том числе синтетические бриллианты.
При этом многие участники отрасли уже «наигрались» с выращенными в лаборатории бриллиантами. В погоне за сиюминутной прибылью кратно нарастили предложение, что уронило цены до уровня себестоимости и дисконтам, доходящим до 99% от природных аналогов, окончательно закрепив этот продукт в категории «сырье для бижутерии». Теперь они снова делают ставку на природные камни и прилагают большие усилия, чтобы выправить ситуацию. За активностью по продвижению создания очередного «Большого Брата» (при том что успешно функционирует не одно десятилетие работающий эффективный механизм подтверждения этического происхождения алмазов) камней стоит такая же сиюминутная мнимая выгода, которая при этом несет вполне осязаемые долгосрочные риски для всей отрасли. На исправление этой ошибки в лучшем случае уйдут сотни миллионов долларов на маркетинговые кампании и будет потеряно поколение потребителей. В худшем — это будет последняя ошибка отрасли.
Уже не говорим о том, что внедряемые незаконные ограничительные меры банально противоречат правилам ВТО и вызывают целый ряд вопросов о недобросовестной рыночной конкуренции. На такие «мелочи» в «основанном на правилах» западном сообществе уже давно не обращают внимания.
В августе 2024 г. США и ЕС в ответ на многочисленные обращения представителей отрасли, в том числе из стран G7, ослабили «санкции», утвердив изъятия в отношении ювелирных изделий с бриллиантами и неоправленных бриллиантов, приобретенных до вступления в силу соответствующих ограничений. Эти действия лишь подтверждают всю абсурдность данных ограничительных мер.
Тем не менее работа по продвижению рестрикций продолжается. Как известно, недавно представители G7 совершили очередное турне по миру с тем, чтобы добиться участия других стран в «сертификации» G7. На первичном этапе, как предполагаем, от этих стран попросят лишь формализовать свое участие и, например, «просто и без финансовых издержек» регистрировать свои алмазы в любезно предоставленном бывшими колониальными метрополиями «облачном цифровом регистре G7», с помощью которого будет обеспечиваться их мнимая прослеживаемость. При этом обеспечить реальную прослеживаемость алмазов и бриллиантов, несмотря на громкие заявления многочисленных поставщиков цифровых решений, технически невозможно, ни одно из предложений не дает полных гарантий и, по сути, они лишь вводят в заблуждение своих партнеров и клиентов или просто являются мошеннической схемой, позволяющей зарабатывать на «санкционной» теме, продавая «блокчейн-технологии прослеживаемости» и прочие «сертификаты», «стандарты», «декларации», «комплаенс механизмы». Типичная многовековая схема грабежа от жителей «прекрасных садов» в новой обертке. При этом в рамках традиционного подхода «разделяй и властвуй» кому-то будет позволено создать единый узел входа в систему на своей территории, обещаны более высокие цены на «сертифицированный» товар, отсутствие внезапных проблем с соблюдением прав человека, а кому-то нет. Закончится все тем, что торговля алмазным сырьем африканских производителей либо частично перейдет под контроль западного инструмента верификации, параметры которого будут устанавливаться странами G7 и постепенно расширяться на всё новые требования и согласования, вплоть до ценообразования или запрета на импорт, либо — уйдет в серую зону, что пагубно скажется на тех же странах-производителях — занятости, поступлениях роялти и налоговых отчислений в бюджет, качестве экономического развития стран. Уверены, что все это прекрасно понимают.
Сейчас мировая торговля алмазами регулируется универсальным, основанным на мандатах ГА ООН и ВТО Кимберлийским процессом, которому за время своего существования удалось добиться значительных успехов: сократить долю конфликтных алмазов в мировой торговле с 15% до менее 1%, обеспечить сбалансированное функционирование алмазной торговли, способствующей стабильному экономическому росту в добывающих и перерабатывающих странах и улучшению социального положения местных сообществ, создать платформу для обмена лучшими практиками в отрасли.
Недовольные универсальным характером КП и принципом принятия решений через консенсус, западные страны на протяжении последних двух с половиной лет вели активную подрывную деятельность против КП. Предпринимались попытки политизировать повестку встреч и размыть сферу компетенции КП, исказить его цели и задачи и просто блокировать нормальное функционирование организации. Несмотря на отказ абсолютного большинства участников, под предлогом необходимости реагирования на новые вызовы и угрозы в алмазной отрасли навязываются расширение мандата КП и однобокие предложения по изменению определения «конфликтных алмазов». При этом, так и не приведя хоть сколько-нибудь убедительно звучащих примеров этих «новых вызовов и угроз», имеющих прямое отношение к алмазной отрасли, продвигается тезис о необходимости обеспечения гибкости нового определения, чтобы оно было применимо к любой ситуации с алмазами. Вероятно, чтобы можно было, в зависимости от внешнеполитических задач своих правительств, подвести под термин «конфликтные алмазы» не только российские алмазы, но и алмазы любой другой неугодной страны под благовидным предлогом «общественного негодования» и «социальных санкций». В данном контексте удивляет лишь то, что до сих пор не предложено отказаться от принципа консенсуса при принятии решений.
Ограничения G7, введение дополнительных проверок в отношении камней нероссийского происхождения и попытки вовлечения в их имплементацию ведущих участников алмазной отрасли имеет целью ослабить, а позднее и полностью заменить Схему сертификации КП на одностороннюю «сертификацию G7», где отрасль полностью лишена своей субъектности. Это во многом обнулит достигнутые КП успехи и нанесет огромный ущерб алмазодобывающим и обрабатывающим странам и местным сообществам, ударит по наиболее уязвимым слоям населения и спровоцирует социальные волнения. Именно эти действия должны вызывать обеспокоенность мирового алмазно-бриллиантового сообщества, а не надуманные проблемы в целях реализации геополитических интересов отдельных стран.
Ответственные участники отрасли, понимающие сложные для отрасли экономические факторы, упомянутые выше, стремятся укрепить многогранные механизмы сотрудничества по отраслевым вопросам в целях обеспечения устойчивого развития мировой алмазно-бриллиантовой отрасли в целом, исходя из фундаментальной роли КП по регулированию международной алмазной торговли. Так, например, по итогам состоявшегося 22-24 октября 2024 г. в Казани под председательством России саммита БРИКС была принята декларация, в которой лидеры БРИКС обозначили единый подход объединения к укреплению сотрудничества в алмазно-бриллиантовой отрасли, выразив поддержку КП как единственного универсального механизма регулирования мировой торговли природными алмазами, а также приветствовали создание диалоговой платформы по сотрудничеству в алмазно-бриллиантовой отрасли (BRICS DDP) в целях обеспечения на своих рынках свободной торговли алмазами на основе Схемы сертификации КП (ССКП) и создания условий для устойчивого развития отрасли. Основными направлениями работы диалоговой платформы согласованы: создание добавленной стоимости в цепочках поставок; поддержка программ видового маркетинга бриллиантов на рынках БРИКС; обеспечение единых стандартов ответственной алмазодобычи и торговли; обмен лучшими практиками. Платформа является открытой для взаимодействия со всеми желающими работать на благо алмазно-бриллиантовой отрасли.
В связи с этим рассчитываем, что в рамках предстоящего пленарного заседания 12-15 ноября 2024 г. в Дубае (ОАЭ) Кимберлийский процесс продолжит эффективно функционировать в качестве безальтернативного универсального механизма регулирования международной торговли алмазами в интересах всей мировой алмазно-бриллиантовой отрасли.
Участникам КП предстоит утвердить кандидатуру председателя на следующий год. При этом продолжаем исходить из того, что заявка Республики Беларусь, поданная еще в прошлом году, остается единственной и безальтернативной, а Беларусь является полноправным участников КП, выполняющим все его требования, что, в частности, было подтверждено в ходе обзорного визита КП в Беларусь в апреле этого года. Таким образом, нет ни одной объективной причины, по которой КП мог бы не утвердить кандидатуру Беларуси.
Также ожидаем положительного разрешения беспрецедентно затянувшегося вопроса об участии Центральноафриканской Республики (ЦАР) в КП по итогам состоявшейся в сентябре этого года экспертной миссии КП под руководством ЮАР. Принятые решения на основе предоставленного экспертной группой отчета будут свидетельством эффективности механизма КП по противодействию попаданию конфликтных алмазов в каналы мировой торговли и его вклада в урегулирование ситуации в ЦАР и восстановление должного контроля со стороны официальных властей за оборотом алмазов.
Успехи КП, функционирующего на принципах плюрализма, равенства и консенсуса, и соответственно рост благополучия в наших странах не придут сами собой. Надеемся, что ответственные участники и наблюдатели КП приложат для этого все усилия. Россия сделает для этого все возможное.