По словам Пола Зимниски (Paul Zimnisky), независимого аналитика и консультанта по алмазной продукции и ювелирным изделиям, работающего в районе Нью-Йоркской агломерации, в этом году в отрасли природных алмазов и бриллиантов будет наблюдаться умеренное восстановление спроса и цен.
В эксклюзивном интервью он сказал Мэтью Няунгуа из агентства Rough&Polished, что сравнительная база значительно снизилась, принимая во внимание сложные условия последних двух лет.
Зимниски также заявил, что для умеренного восстановления алмазного рынка потребуется стабильность в США и небольшое улучшение положения в Китае, что он считает возможным в этом году.
Снижение спроса в Китае, растущая конкуренция со стороны выращенных в лаборатории бриллиантов и последствия локдаунов из-за пандемии COVID-19, когда количество заключенных браков сократилось, оставили алмазодобывающие компании с огромными складскими запасами.
Говорят, что De Beers в настоящее время обладает складскими запасами на сумму около $2 млрд, что вынуждает ее сократить объем добычи алмазов на своих рудниках примерно на 20% по сравнению с уровнями 2023 года и снизить цены на своем последнем аукционе в 2024 году.
Зимниски сказал, что большой объем избыточных складских запасов переместился из средней и нижней частей алмазопровода в его верхнюю часть, поскольку алмазодобывающие компании активно сокращали объем предложения на рынке в прошлом году.
Аналитик посоветовал участникам отрасли природных алмазов придерживаться стратегии «цена важнее объема» (price-over-volume), поскольку ей нужны более высокие цены, которые помогут улучшить настроения потребителей и повысить их ожидания, которые, в свою очередь, могут осуществиться.
Примечание: Зимниски выпускает ведущий ежемесячный исследовательский отчет, распространяемый по подписке под названием «Состояние алмазного рынка» (State of the Diamond Market), публикует Индекс цен на алмазы Zimnisky Global Rough Diamond Price Index и регулярно проводит подкаст по алмазной продукции под названием Paul Zimnisky Diamond Analytics Podcast. Он выступит на европейской ювелирной выставке INHORGENTA 22 февраля в Мюнхене, Германия. Зимниски также будет в Милане и Риме, Италия, в конце февраля, с ним можно связаться по адресу paul@paulzimnisky.com.
Ниже приведены выдержки из этого интервью.
Каков был уровень продаж ювелирных изделий с природными бриллиантами в праздничный сезон?
Ожидания относительно сезона праздничных продаж 2024 года были относительно низкими, и я бы сказал, что результаты оправдали или немного превзошли большинство предположений, насколько я могу судить. В частности, в США потребительские настроения, похоже, повысились после выборов, состоявшихся в ноябре, что отразилось на финансовых рынках и хорошо совпало с сезоном праздничных расходов.
Как обстояли дела с выращенными в лаборатории бриллиантами (LGD) по сравнению с природными бриллиантами в этот период?
Согласно результатам моего анализа, объемы продаж выращенных в лаборатории бриллиантов продолжали расти из года в год, но цены довольно существенно снизились, что компенсировало рост объемов продаж. Сейчас мы находимся в той ситуации, когда 3-каратный синтетический бриллиант среднего качества продается оптом по цене значительно ниже $1000, по сравнению с ценой выше $20 000 всего пять лет назад. Поэтому я думаю, что мы приближаемся к переломному моменту на рынке, который может изменить то, как отрасль воспринимает и продает этот продукт.
Вы сказали, что цены на синтетические бриллианты движутся вниз. Ожидаете ли вы, что эта тенденция сохранится в этом году и продолжится в дальнейшем?
Падение оптовых цен на синтетические бриллианты привело, я бы добавил, к довольно большому падению розничных цен на них. Это повысило маржу розничной прибыли, что побудило многих розничных торговцев продвигать этот товар. При этом, исходя из результатов проведенного мною анализа, розничная маржа от продажи синтетических бриллиантов умеренно снизилась в 2024 году, что может указывать на то, что началась тенденция снижения маржи до уровней, чаще наблюдавшихся раньше в алмазной отрасли, например, на 30%–40% по сравнению с 80%–90%. Итак, отвечая на вопрос, я думаю, что цены на синтетическую алмазную продукцию могут упасть еще ниже, но я думаю, что наибольший спад будет наблюдаться в нижней части цепочки поставок.
Как усилия Китая по восстановлению своей экономики, переживавшей трудности в прошлом году, помогли стимулировать отрасль природной алмазной продукции?
Рынок в Китае все еще слабый, что вызывает беспокойство. Обнадеживает то, что правительство признает ситуацию с мерами стимулирования для улучшения настроений на рынке и повышения объемов потребления. Похоже, что восстановление Китая может занять некоторое время, но я бы не стал отказываться от рынка, - он слишком большой и слишком важный. На данный момент даже небольшое восстановление в Китае в 2025 году будет ощущаться на алмазном рынке, учитывая, насколько сильно упал спрос в прошлом году.
Каковы ваши прогнозы на этот год в отношении спроса на природную алмазную продукцию?
Я думаю, что в 2025 году мы увидим умеренное восстановление спроса и цен на природную алмазную продукцию. Учитывая сложные условия последних двух лет, сравнительная база значительно понизилась. Для умеренного восстановления потребуется стабильность в США и небольшое улучшение положения в Китае, и я думаю, что улучшение наблюдается в этих странах.
Как санкции против российской алмазной продукции влияют на цены на природные алмазы и бриллианты?
Разговор о санкциях, похоже, отошел на второй план по сравнению с другими событиями в отрасли. Я думаю, что это в основном связано с избыточным предложением на рынке в последние несколько лет, а санкции ограничивают объем предложения.
Говорят, что в прошлом году De Beers накопила такой объем складских запасов, который в последний раз наблюдался лишь во время финансового кризиса 2008 года. Что это говорит о состоянии сектора природной алмазной продукции в прошлом году?
В прошлом году большой объем избыточных складских запасов переместился из средней и нижней частей алмазопровода в его верхнюю часть. Это связано с тем, что в прошлом году алмазодобывающие компании были особенно активны в сокращении объемов поставок на рынок. Исторически сложилось так, что у верхней части алмазопровода были сильные позиции при управлении объемами поставок, но это также означает, что рост цен может быть ограничен, пока в торговле находятся аномально высокие уровни запасов.
Как лучше всего De Beers и другие производители алмазов могут двигаться вперед, имея складские запасы такого масштаба?
De Beers существенно сократила производство алмазов в прошлом году, а АЛРОСА намекнула, что сократит объем производства в 2025 году. Я думаю, что это правильный путь. Отрасль должна придерживаться стратегии «цена важнее объема», поскольку ей нужны более высокие цены, которые помогут улучшить настроения и повысить ожидания, которые, в свою очередь, могут осуществиться. В конце концов, бриллианты являются предметами роскоши, и поэтому на них никогда не следует делать скидку. Таким должен быть настрой.