Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Что определяет цены на бриллианты и самоцветы?

12 февраля 2015
Редакция

На известном американском портале вопросов и ответов quora.com пользователь задал вопрос о том, чем определяется стоимость камней. Какие бриллианты и другие драгоценные (полудрагоценные) камни ценятся выше? Кто и как их оценивает? И наконец, как именно формируется окончательная стоимость бриллиантов и самоцветов?

Наиболее обстоятельно ответил на эти вопросы Дэвид Вайнберг (David Weinberg), основатель портала multicolour.com — специалист с более чем 30-летним экспертным опытом. Эта тема показалась нам интересной и мало освещаемой в прессе. Действительно — иногда мы привыкаем к существующему порядку вещей, мало задумываясь о том, как этот «порядок» изначально появился. Поэтому мы решили опубликовать его ответ и для наших читателей.

Как формируются цены на бриллианты?

Изначально бриллиантовая индустрия практически единолично контролировалась предприятием De Beers. Этот бренд охватывал 85% мирового предложения бриллиантов на протяжении почти всего 20 века. Однако начиная с 1950-х алмазы начали добывать в России, Австралии и Канаде. Разработки в этих странах по сути снизили долю De Beers наполовину.

Новые участники «бриллиантового» рынка не стали присоединяться к монополистической политике De Beers. Тем не менее, цены на бриллианты все равно поддерживаются и контролируются несколькими крупнейшими производителями. И нет сомнения в том, что их ключевой интерес — избежать слишком сильных колебаний цен на эти драгоценные камни. До некоторой степени все они могут контролировать рынок бриллиантов со стороны их предложения — снижая или увеличивая долю алмазов, выставляемых на продажу. Единственное на что у них нет влияния — это огромные количества проданных ранее камней. Если конечные покупатели внезапно решат выставить на продажу собственные бриллианты, цены могут обвалиться.

Рынок бриллиантового «сырья» формируется крупнейшими международными алмазодобывающими корпорациями: De Beers (Люксембург), Rio Tinto (Великобритания) и АЛРОСА (Россия). Если производство (то есть «предложение») вырастет, крупнейшие производители могут вмешаться и выкупить либо иным способом предотвратить излишек предложения, чтобы удержать цены от падения.

Цены на конечную продукцию — собственно ограненные алмазы (бриллианты) — ежемесячно публикуются в прейскуранте Рапапорт (Rappaport Corp.) Аналитики Рапапорт исследуют тренды и цены по всему миру. Торговцы бриллиантами во всех странах следят за данными прейскуранта («Rap List»), и используют его как некий стандарт, чтобы установить собственные цены. Для оптовой торговли бриллиантами также обычно используется прейскурант рапапорт, от цен которого делается оговоренная скидка.

Как формируются цены на драгоценные и полудрагоценные камни?

В отличие от истории с бриллиантовым рынком, цены на цветные (драгоценные и полудрагоценные) камни — скорее функция классических «спроса и предложения». На этом рынке не так много крупных добывающих компаний, и большинство производителей имеют гораздо более мелкий масштаб в сравнении с бриллиантовыми «гигантами». Как правило, эти организации не имеют достаточных средств, чтобы контролировать производство или спрос. В итоге цены на самоцветы отражают скорее их истинную ценность. Что более важно, многие самоцветы являются гораздо более редкими чем бриллианты, поэтому «кризис перепроизводства» здесь невозможен в принципе.

В целом, ценность самоцветов определяется их редкостью (уникальностью), красотой, износостойкостью и «портативностью» (читайте подробнее в нашей статье «Характеристики ювелирных камней, определяющие их ценность»). Общеизвестные «4С» (цвет, огранка, чистота и вес в каратах) важны для оценки и сравнения камней внутри одного вида. При сравнении разного вида камней друг с другом, уникальность и вес становятся равно важны.

Некоторые камни — например красный берилл (биксбит) или бенитоит — даже не обязаны быть красивыми или обладать особой чистотой для того, чтобы их оценили на должном уровне. Эти камни больше не добывают, и коллекционеры ценят их как раз за сверх высокие показатели цвета и уникальности. Даже камни с высокой долей включений пользуются повышенным спросом, особенно если их вес превышает 1 карат.

В некоторых случаях самоцветы оценивают весьма странным образом. Например, запрашиваемая цена на необычный камень или минерал, добываемый на шахтах Мьянмы, может достигать 5 тысяч долларов, в противовес 10 долларам за аналогичный камень на аукционе ebay (мы уже публиковали аналогичный комментарий Дэвида Вайнберга в заметке «Почему редкие самоцветы так мало стоят?») (примечание ЮВЕЛИРУМ: аналогичные истории о неоправданно завышенных ценах на нефриты рассказывают туристы, вернувшиеся из Китая, где нефрит добывается и считается особым камнем). Местное население иногда имеет собственные взгляды на ценообразование, и сами они действительно покупают и продают добываемые там камни по таким ценам).

Источник: juvelirum.ru
Читайте также
Александр Колядин: термин LGD, на мой взгляд, устарел и некорректен
Драгоценные камни
Александр Колядин: термин LGD, на мой взгляд, устарел и некорректен
10 декабря 2024
Галина Семенова для Rough&Polished
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом