ИА SakhaNews. Выращенные в лабораториях бриллианты через 10 лет заполнят прилавки ювелирных магазинов. Их практически невозможно отличить от природных, однако по цене эти синтетические камни дешевле настоящих драгоценностей в несколько раз. Как пишет американский журнал "Блумберг Бизнес-уик", в 2018 году объем поставок искусственно выращенных бриллиантов увеличится с 360 тысяч до 2 миллионов карат, а к 2016 году достигнет 20 миллионов карат.
В настоящее время синтетические драгоценные камни составляют лишь небольшую долю от глобального рынка бриллиантов, который оценивается в 80 миллиардов долларов, однако спрос на них постоянно растет - покупатели предпочитают более дешевые камни, к тому же не отягощенные моральными издержками. Дело в том, что в последнее время добыча природных алмазов стала все чаще ассоциироваться с термином "кровавые бриллианты". Их добывают в зонах ожесточенных конфликтов на африканском континенте, особую роль в разжигании которых играет именно добыча драгоценных камней.
Выращенный в лаборатории бриллиант стоит на рынке в несколько раз меньше, чем природный камень тех же размеров. В отличие от их искусственных заменителей (как, например, цирконий), эти камни "выращиваются" в лабораториях и имеют те же самые физические характеристики и химический состав, что и природные. Синтетические бриллианты получают в лабораториях из кристалла графита, который помещают в микроволновую камеру вместе с метаном или другим углеродосодержащим газом, а затем нагревают до тех пор, пока он не преобразуется в светящийся плазменный шар. Эта плазма, в свою очередь, производит частицы, которые и кристаллизуются в бриллианты. Весь процесс занимает около десяти недель и не связан с необходимостью добывать какие-либо компоненты в реках или шахтах.
Пока крупнейшие компании по добыче алмазов, включая российскую группу алмазодобывающих компаний "АЛРОСА" или международную корпорацию De Beers, не видят в синтетических бриллиантах серьезной угрозы для своего бизнеса. В настоящее время этот рынок не идет ни в какое сравнение с природными драгоценными камнями. Кроме того, сами потребители разграничивают синтетические бриллианты и камни, добытые в шахтах.
"Стоимость бриллианта напрямую связана с уникальной историей его добычи. Этого нет и не может быть у выращенных в лабораториях камней", - утверждают в компании De Beers. Сейчас, согласно статистике, около 45% американцев в возрасте от 18 до 35 лет предпочли бы купить ювелирные изделия с природными алмазами, а не с выращенными в лаборатории.
Однако Вишал Мехта - глава ведущей в мире компании по выращиванию алмазов IIA Technologies - считает, что его производство находится в начале создания целой новой отрасли промышленности: "Потребитель сегодня все чаще делает выбор в пользу искусственно произведенных бриллиантов, не отягощенных историей конфликтов, и это - главное".