Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

История российского e-commerce 2013-2023 – часть 1: Юлмарт на коне, усиление Авито, Яндекс Маркет становится маркетплейсом

27 марта 2023
NR

PimPay отделился от MultiShip В 2012 году был основан логистический сервис MultiShip, который на рынке до сих пор вспоминают с теплотой. Это был революционный продукт на российском рынке. Внутри сервиса стали развиваться продукты Быстрые Деньги и Очень Быстрые Деньги. Они помогали интернет-магазинам в максимально короткие сроки получать оборотный капитал. Эти продукты развивал Евгений Чернов. Через год технологии MultiShip были проданы Яндексу, а финансовые продукты стали развиваться в отдельной компании под руководством Евгения Чернова. Новая компания получила название PimPay.  Откуда оно взялось? ПИМ – это сокращение от «помощь интернет-магазинам», а слово pay указывало на то, как именно компания помогает продавцам. В то время в компании работали 5 сотрудников, которые обработали 72 тыс. заказов, что почти в 26 раз больше, чем было годом ранее, когда сервисы еще работали внутри MultiShip.

Юлмарт на коне

В 2013 году «кибермаркет» торжественно отметил свое 5-летие. Первый юбилей компания встретила в качестве лидера российской интернет-торговли с выручкой порядка $1 млрд. Юлмарт одним из первых ввел гибридный формат – витрина с товарами в электронном виде. Клиенты выбирали технику на сайте или с помощью терминала, установленного в торговом зале, а получить покупку можно непосредственно в «кибермаркете», пункте Юлмарт Outpost либо заказав доставку курьером.  При этом доля Юлмарта в общем объеме интернет-торговли России составляла всего 3%, тогда как, в США на долю Amazon.com приходилось уже 25% рынка.

В России активно открываются иностранные интернет-магазины  

В 2013 году иностранные компании стали делать серьезную ставку на российский рынок электронной коммерции. Компании, которые давно открыли офлайн-магазины, наконец начали развивать интернет-продажи, а зарубежные интернет-гиганты перевели свои сайты на русский язык. 
Интернет-магазины на российских доменах открыли, например, Tommy Hilfiger, Zara и IKEA. Amazon начал отправлять в Россию электронику (до этого отправлял одежду и обувь) и русифицировал дочерний онлайн-магазин одежды Shopbop. Свой сайт на русском языке запустила площадка eBay, а платежная система PayPal получила разрешение Центробанка на работу в России. Также на наш рынок вышла китайская торговая интернет-платформа Osell.
Как вишенка на торте свой интернет-магазин в России открыла Apple, которая долгое время игнорировала этот рынок. 

Цифры года

58% россиян никогда не совершали покупок онлайн
73,8 млн пользователей – онлайн-население России. Это самый большой показатель в Европе
2-3% – доля e-commerce в российском ритейле
3% – доля лидера (Юлмарт) на рынке интернет-торговли
6-7% – доля интернет–продаж от всего оборота рынка детских товаров
30% российских интернет-магазинов принимают только наличные
1 трлн юаней ($161 млрд) составил оборот интернет-торговли в Китае 

Топ-10 онлайн-ритейлеров по посещаемости

1) Ozon.ru 
2) Ulmart.ru
3) Svyaznoy.ru 
4) Wildberries.ru 
5) Sotmarket.ru 
6) Enter.ru
7) Eldorado.ru
8) MVideo.ru
9) DNS-shop.ru
10) Lamoda.ru

Мегаклассифайд 

Шведский Avito Holding и южноафриканский медиахолдинг Naspers объединили в России свои сервисы бесплатных объявлений (тогда их называли интернет-барахолками). Принадлежащие Naspers сайты Slando.ru и OLX.ru стали частью Avito.ru. Через 8 лет Авито стал самым посещаемым сайтом объявлений в мире.

Яндекс Маркет делает первый шаг в сторону маркетплейса

Крупнейший российский агрегатор товаров в интернете предложил оформлять покупку прямо на его сайте. Взамен интернет-магазины должны платить Маркету 1% от суммы сделки. Маленьким магазинам эта новость не понравилась, они заявили, что эта модель может стоить им бизнеса. Многие оказались правы.  До этого Яндекс.Маркет (тогда он писался через точку) использовал модель с оплатой за переход на сайт (СРС, cost per click): интернет-магазины платят агрегатору определенный процент за переход покупателя на их сайты. Новая модель — это оплата за действие по завершении покупки (cost per action, CPA).
Утконос уходит в онлайн

Сеть, основанная в 2000 году, развивала и онлайн- и офлайн-торговлю, однако в 2013 году закрыла последние офлайн-точки и стала продавать продукты только в интернете. 

Ozon стремительно растет, но без прибыли

Ecom-cтратегия сегодня: слепой лось через горящий лес По результатам 2012 года валовый оборот компании увеличился на 73% и достиг 15,27 млрд рублей, а чистая выручка от продажи товаров и услуг выросла на 63% и составила 7,77 млрд рублей.
Ассортимент сайта Ozon.ru составлял 2,2 млн товаров, большую часть продаж составляли книги (63,8%) и детские товары (43,1%). 77% клиентов расплачивались наличными. 
На тот момент Ozon объединял пять проектов: интернет-магазин Ozon.ru, службу доставки «О-Курьер», туристический сервис Ozon.travel, обувной интернет-магазин Sapato.ru и проект для создания интернет-магазинов eSolution. 

Совместные покупки

СП покупки – это вид опта, когда несколько одинаковых ростовок и размеров товара продают по низкой цене со значительной скидкой. Люди активно объединялись в соцсетях и заказывали товары, получая значительные скидки. Несмотря на весомую выгоду, по-настоящему массовой эта практика не стала.

Интернет-торговля – самая быстрорастущая отрасль экономики

Главными героями Рейтинга рунета от Forbes стали интернет-магазины. Первые два места традиционно заняли Яндекс и Mail.ru Group (ныне VK Group). Третье место занял Утконос (выручка $300 млн). На 4 месте удвоивший выручку Wildberries ($290 млн) и впервые опередивший Ozon (5 место, $270 млн). Выручка магазинов Холодильник.Ру (6 место, $262 млн) и KupiVip (7 место. $256 млн) выросла в 1,5 раза.

Отмечается, что в России нет ни одной отрасли экономики, которая развивалась бы теми же темпами. В интернете компании и легко взлетают, и легко разоряются.

Страсти по параллельному импорту

В 2013 году на правительственном уровне обсуждалась легализация параллельного импорта. Ее поддерживал, например, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Интернет-продавцов эта инициатива напугала не на шутку. Легализации всячески противодействовал АКИТ, который отправил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором изложил катастрофические последствия этого решения для рынка. 

Эти обсуждения породили конфликт внутри отрасли. Так, компания Викимарт из-за разногласий по вопросу параллельного импорта покинула АКИТ. В компании заявили, что запрет на параллельный импорт лоббируется в интересах нескольких компаний. 

В итоге легализации параллельного импорта не произошло. Она случилась только в 2022 году, и продавцы против этого, мягко говоря, не возражали.

 

Источник: new-retail.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом