Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Продавцы смогут запретить маркетплейсам устанавливать скидки на свои товары

18 февраля 2025
Редакция

Правительству представили новую версию пакета законопроектов по регулированию цифровых платформ. Она гласит, что селлеры таки смогут полностью запретить скидки на свои товары. А маркетплейсу нельзя будет направлять таким продавцам даже уведомления о намерении снизить цену, пишут "Ведомости". Однако эксперты считают, что онлайн-площадки все равно найдут способы подтолкнуть продавцов к скидкам.

Минэкономразвития доработало законопроект о платформенной экономике.

Туда внесен архиважный для всего рынка пункт — о запрете включать товары в акции и распродажи без разрешения селлеров.

Новая версия законопроекта предполагает, что селлер будет иметь право отказаться давать скидки, и молчание тоже будет расцениваться как отказ. Маркетплейсу нельзя будет направлять таким продавцам даже уведомления о намерении снизить цену.

Все должно работать просто, логично и однозначно:

Согласно новой версии законопроекта, селлер сможет в личном кабинете установить минимальную цену на товары, и маркетплейсы не должны предоставлять скидку, выходящую за рамки минимальной цены. Также продавцы смогут указать срок действия минимальной цены и количество товаров, на которые она распространяется.

Минимальная цена будет считаться согласием на скидку, и маркетплейсам не придется получать его дополнительно.

Стоит отметить важную вещь: норма будет касаться всех скидок без исключений. Неважно, делается она за счет селлера, или же маркетплейс собирается ее компенсировать.

Сейчас маркетплейсы активно пользуются возможностью устанавливать скидки без согласия продавцов, а те вынуждены мириться с таким положением дел, нередко торгуя себе в убыток.

Президент АКИТ Артем Соколов предположил, что цели подобных автоматических акций для маркетплейсов — избежать затоваривания складов.

Понятно, что с ним согласятся не все. Многие уверены, что площадки таким образом проявляют щедрость к покупателям за счет селлеров. Она строит свой бренд и создает лояльную клиентскую базу не расходуя собственных денег.

При этом сейчас у маркетплейсов есть возможность оказывать давление на продавцов: при отказе участвовать в скидочных акциях карточки товаров падают в поиске, снижается рейтинг селлера, возможны блокировки личного кабинета.

Теперь эти действия будут запрещены законом.

Законопроект запрещает маркетплейсам применять к продавцам, отказавшимся от скидок за свой счет или за счет оператора, следующие опции:

блокировать личный кабинет или карточки продавцов;

снижать рейтинг продавцов;

ухудшать положение карточек в поисковой выдаче.

Однако при этом у селлеров и у простых пользователей возникают опасения. Не будут ли маркетплейсы просто расставаться с селлерами, не соглашающимися на скидки? И не скакнут ли вверх средние цены в отсутствие скидок?

Ситуацию прокомментировал исполнительный директор портала Oborot.ru Иван Кургузов:

"Чтобы точно прокомментировать, нужно прочитать сам документ в актуальной редакции.

Предыдущую версию я читал, она была достаточно беззубой. Единственный острый момент — ограничение частоты изменения оферты.

Если сейчас действительно добавят пункт, что нельзя устанавливать скидки на товар без согласия продавцов, это существенно повлияет на отношения селлеров и маркетплейсов.

Понятно, что в этих отношениях маркетплейс — сильная сторона, поэтому законодатели пытаются защитить селлеров.

Однако я не думаю, что маркетплейсы будут расставаться с селлерами, если те перестанут соглашаться на скидки. Продавцы маркетплейсам необходимы. Площадки просто будут лучше стимулировать продавцов к скидкам, делать более выигрышные предложения для селлеров.

Что касается средних цен, средние цены на маркетплейсе — это очень сложное понятие, зависящие от множества факторов. Конечно, если маркетплейс совсем не будет давать скидок, то цены вырастут.

Но я не думаю, что скидок будет меньше. Маркетплейсы будут выкручиваться из ситуации каким-либо способом, как я сказал, будут лучше стимулировать продавцов".

Источник: /oborot.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом