Правительству представили новую версию пакета законопроектов по регулированию цифровых платформ. Она гласит, что селлеры таки смогут полностью запретить скидки на свои товары. А маркетплейсу нельзя будет направлять таким продавцам даже уведомления о намерении снизить цену, пишут "Ведомости". Однако эксперты считают, что онлайн-площадки все равно найдут способы подтолкнуть продавцов к скидкам.
Минэкономразвития доработало законопроект о платформенной экономике.
Туда внесен архиважный для всего рынка пункт — о запрете включать товары в акции и распродажи без разрешения селлеров.
Новая версия законопроекта предполагает, что селлер будет иметь право отказаться давать скидки, и молчание тоже будет расцениваться как отказ. Маркетплейсу нельзя будет направлять таким продавцам даже уведомления о намерении снизить цену.
Все должно работать просто, логично и однозначно:
Согласно новой версии законопроекта, селлер сможет в личном кабинете установить минимальную цену на товары, и маркетплейсы не должны предоставлять скидку, выходящую за рамки минимальной цены. Также продавцы смогут указать срок действия минимальной цены и количество товаров, на которые она распространяется.
Минимальная цена будет считаться согласием на скидку, и маркетплейсам не придется получать его дополнительно.
Стоит отметить важную вещь: норма будет касаться всех скидок без исключений. Неважно, делается она за счет селлера, или же маркетплейс собирается ее компенсировать.
Сейчас маркетплейсы активно пользуются возможностью устанавливать скидки без согласия продавцов, а те вынуждены мириться с таким положением дел, нередко торгуя себе в убыток.
Президент АКИТ Артем Соколов предположил, что цели подобных автоматических акций для маркетплейсов — избежать затоваривания складов.
Понятно, что с ним согласятся не все. Многие уверены, что площадки таким образом проявляют щедрость к покупателям за счет селлеров. Она строит свой бренд и создает лояльную клиентскую базу не расходуя собственных денег.
При этом сейчас у маркетплейсов есть возможность оказывать давление на продавцов: при отказе участвовать в скидочных акциях карточки товаров падают в поиске, снижается рейтинг селлера, возможны блокировки личного кабинета.
Теперь эти действия будут запрещены законом.
Законопроект запрещает маркетплейсам применять к продавцам, отказавшимся от скидок за свой счет или за счет оператора, следующие опции:
блокировать личный кабинет или карточки продавцов;
снижать рейтинг продавцов;
ухудшать положение карточек в поисковой выдаче.
Однако при этом у селлеров и у простых пользователей возникают опасения. Не будут ли маркетплейсы просто расставаться с селлерами, не соглашающимися на скидки? И не скакнут ли вверх средние цены в отсутствие скидок?
Ситуацию прокомментировал исполнительный директор портала Oborot.ru Иван Кургузов:
"Чтобы точно прокомментировать, нужно прочитать сам документ в актуальной редакции.
Предыдущую версию я читал, она была достаточно беззубой. Единственный острый момент — ограничение частоты изменения оферты.
Если сейчас действительно добавят пункт, что нельзя устанавливать скидки на товар без согласия продавцов, это существенно повлияет на отношения селлеров и маркетплейсов.
Понятно, что в этих отношениях маркетплейс — сильная сторона, поэтому законодатели пытаются защитить селлеров.
Однако я не думаю, что маркетплейсы будут расставаться с селлерами, если те перестанут соглашаться на скидки. Продавцы маркетплейсам необходимы. Площадки просто будут лучше стимулировать продавцов к скидкам, делать более выигрышные предложения для селлеров.
Что касается средних цен, средние цены на маркетплейсе — это очень сложное понятие, зависящие от множества факторов. Конечно, если маркетплейс совсем не будет давать скидок, то цены вырастут.
Но я не думаю, что скидок будет меньше. Маркетплейсы будут выкручиваться из ситуации каким-либо способом, как я сказал, будут лучше стимулировать продавцов".