Совокупная доля продаж TOP-3 лидеров ювелирной розницы по итогам I пол. 2022 года приблизилась к 30% рынка. На долю крупнейшего игрока Sunlight пришлось порядка 13,7% рынка, "585 Золотой" – порядка 9,1% рынка, на долю SOKOLOV – порядка 6,9% рынка.
В TOP-3 лидеров по количеству торговых объектов в I пол. 2022 г. вошли торговые сети "585 Золотой", Sunlight и SOKOLOV, на долю которых пришлось порядка 63% общего количеств торговых объектов крупнейших ювелирных сетей.
В 2022 году продолжился процесс консолидации рынка. Доля крупнейших сетей выросла на 0,6 п.п. - по итогам I пол. 2022 г. на крупнейшие ювелирные сети пришлось 42,4% рынка розничных продаж ювелирных украшений, который составил 152 млрд руб.
Динамика совокупных продаж крупнейших ювелирных сетей составила порядка 9%, что значительно опережает динамику ювелирного рынка, который в I пол. 2022 г. замедлил рост до 2% на фоне экономического кризиса и снижения покупательской активности.
Генеральный директор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров: «В 2023 году ювелирный рынок начнет восстанавливаться. Покупку ювелирных изделий россияне могут рассматривать в качестве инструмента сохранения сбережений от инфляции, так как вложение денежных средств в традиционные для населения валюты — доллары и евро — остается практически недоступным».
В 2022 году также усилился тренд на сокращение числа торговых точек ювелирных магазинов из-за оптимизации бизнеса. За первое полугодие их число снизилось почти на 6%, до около 2,9 тыс. объектов, а рост из крупных сетей продемонстрировали только SOKOLOV, увеличивший их количество на 37 точек до 381 и Sunlight - на 3 объекта до 460.
«Покупательское поведение в 2022 году меняется в сторону более рационального, – комментирует ситуацию Андрей Шляев, директор по маркетингу и организации розничных продаж сети «585*ЗОЛОТОЙ». – Трафик в торговые центры снижается, а покупки становятся более обдуманными, целевыми и менее спонтанными, что раньше было не свойственно для ювелирного рынка. При этом в 2022 году мы отмечаем рост среднего чека на 20% в сравнении с 2021 годом. Это связано с растущим спросом на украшения более дорого сегмента изделий из металла 585 и 750 пробы стоимостью от 25 000 рублей и выше (+21%).
В то же время сократился люксовый сегмент в связи с уходом некоторых мировых брендов. Прогнозируя эти тренды, мы создали и активно развиваем новый торговый формат – сеть «585*Diamonds». Ее ассортимент представлен исключительно украшениями из золота 585 и 750 пробы с бриллиантами и драгоценными камнями. Средняя стоимость изделий здесь составляет 30 000 рублей. Есть и премиум-модели по 100 000 — 300 000 рублей. Но даже в премиальном сегменте «585*ЗОЛОТОЙ» сохранил ключевую особенность основного бренда: всегда комфортные цены. Миссия нового бренда – сделать бриллианты доступными и предоставить большой выбор и разнообразие драгоценных камней.
Кроме того, в 2022 году сеть «585*ЗОЛОТОЙ» смогла быстро адаптироваться и включить все резервные механизмы. Сейчас общий уровень цен в сети «585*ЗОЛОТОЙ» ниже, чем в 2021 году, а покупки значительно выгоднее, чем у большинства конкурентов. В ряде случаев разница достигает 40 – 115% в нашу пользу.
Несмотря на общую напряженность, мы фиксируем стабильный рост отдельных товарных категорий – золотых украшений (+21%), изделий с драгоценными камнями (+4 – 5%) и обручальных колец (+17,5%). Все это говорит также говорит о практичном подходе в потреблении.»
Кроме того, добавляет Андрей Шляев, «585*ЗОЛОТОЙ» активно работает с не ювелирным ассортиментом и пользуется новыми возможностями, которые обусловлены уходом поставщиков и брендов. Большую долю в таком ассортименте занимает оптика. Продажи солнцезащитных очков в 2022 году на 60% выше, чем в 2021-м.
Материал, построенный журналистами на основе исследования INFOLine, опубликован изданием "КоммерсантЪ".
*Методология рейтинга
При составлении рейтинга крупнейших ювелирных сетей специалисты INFOLine анализируют операционные и финансовые показатели ритейлеров, основным видом деятельности которых является реализация ювелирных изделий и сопутствующих товаров на территории России.
Основными параметрами ранжирования компаний в рейтинге являются:
Выраженные в рублях розничные продажи ювелирных изделий и сопутствующих товаров на территории России с учетом НДС.
Динамика выручки в 2021 году и I полугодии 2022 года.
Количество торговых объектов на территории России.
Динамика количества торговых объектов в 2021 году и I полугодии 2022 года.
При составлении рейтинга не учитываются компании, осуществляющие торговлю ювелирными изделиями только через online-каналы (интернет-магазины и маркетплейсы).
При оценке розничных продаж учитываются как собственные розничные объекты, так и франчайзинговые.
При оценке розничных продаж учитываются продажи в online (доставка и click&collect), но не учитываются продажи на маркетплейсах.
При оценке розничных продаж не учитываются продажи юридическим лицам.
При оценке количества торговых объектов учитываются как собственные, так и франчайзинговые торговые объекты. Если два или несколько объектов (например, розничный магазин и ломбард) находятся в одном или смежных помещениях, то они учитываются, как один торговый объект.
Добавим, что сегмент ювелирных изделий был включен в рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100, начиная с подведения итогов 2021 года.