Приложение
По экспертной оценке участников рынка ювелирных изделий и продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней нарастающее санкционное давление на экономику и финансовые институты России создает риски наступления ряда негативных последствий для нашего рынка.
Риски
1. Снижение интереса потребителей к ювелирным изделиям, как товарной категории из-за пересмотра структуры потребления. Также снижается инвестиционная составляющая в продукте по причине освобождения от НДС реализации слитков драгоценных металлов физическим лицам.
2. Падение платежеспособного спроса населения из-за уменьшения доходов и сокращения занятости.
3. Переоценка старых товарных остатков в условиях плохо прогнозируемых инфляционных процессов.
4. Существенный рост стоимости заёмных средств.
5. Рост стоимости сырья для производства ювелирных изделий (драгоценных металлов и драгоценных камней), расходных материалов, инструментов и оборудования. Доля валютной составляющей в себестоимости продукции в отрасли колеблется от 85-90%. Как следствие - увеличение цены продукции пропорционально росту курсу доллара США к российскому рублю.
6. Логистические проблемы как при зарубежных поставках, так и при работе на внутреннем рынке, разрыв логистических цепочек.
7. Технологические проблемы: дефицит расходных материалов, инструментов, оборудования, запасных частей и комплектующих.
8. Закрытие экспорта и перевод на 100 % предоплату импорта.
9. Увеличение стоимости создания рабочих мест с персональным IT оборудованием и программным обеспечением.
10. Сокращение производственного персонала и закрытие розничных торговых точек.
11. Сокращение физических объемов выпуска продукции при запуске каждого нового производственного цикла. Повышение цены на отпускаемую продукцию не обеспечивает восполнение оборотных средств для закупки сырья, так как они уходят на уплату НДС и налога на прибыль. Эффект «проедания» оборотных средств.
12. Установление запрета на применение специальных налоговых режимов становится дополнительной причиной сокращения числа участников рынка.
13. Следует добавить, что ГИИС ДМДК многие участники рынка также причисляют к фактору экономического давления на бизнес из-за ожидаемых административных штрафов повышенного размера.
ВЫВОД
Совокупность негативных факторов, оказывающих влияние на состояние рынка, создает риск полной остановки отрасли, в которой на сегодняшний день занято около 150 тысяч человек. По мнению экспертов отрасли для максимально возможного нивелирования негативных факторов требуется кардинальная либерализация оборота ДМДК с освобождением участников от исполнений излишних обязательных требований и избыточных издержек непроизводственного характера.
Предложения по мерам поддержки отрасли
1. Приостановить внедрение новых этапов маркировки выпускаемой продукции и отложить маркировку товарных остатков до 2023 года. Система не протестирована, полный функционал не доделан, работает не стабильно с многочисленными сбоями, что создает излишнюю нагрузку на участников и тормозит работу отрасли.
2. Установить «0» ставку НДС при реализации слитков драгоценных металлов организациям. В противном случае, из-за отмены НДС на реализацию драгоценных металлов физическим лицам неизбежно порождение теневого оборота и снижение конкурентоспособности добросовестных производителей.
3. Вывести ювелирные изделия из категории субъектов «антиотмывочного» законодательства по противодействию легализации преступно нажитых доходов. Ювелирные изделия не эффективное средство для этих целей. Законодательство было навязано России западными странами, в соответствии с нормами FATF.
4. Ввести мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок сроком на один год, приостановить проведение начатых выездных проверок.
5. Пересмотреть нормативную базу, регулирующую оборот ДМДК. Имеется противоречие между частной собственностью на ДМДК и жестким государственным контролем за оборотом в части правил перевозки, хранения, учета, регламентации технологических процессов и предоставления отчетов. Это снижает инвестиционную привлекательность бизнеса из-за высоких издержек на администрирование обязательных требований.
6. Изменить порядок ценообразования на драгоценные металлы для внутреннего рынка с целью повышения конкурентоспособности отечественных производителей (установление дисконта к биржевой цене, введение экспортного налога, или экспортной пошлины, или введение ограничений на вывоз драгоценных металлов). Ввести ограничение на размер комиссионного вознаграждения коммерческих банков при реализации драгоценных металлов.
7. Отменить ввозные пошлины на все виды цветных и синтетических камней и бриллианты рассевом 0,2 карата, а также производственное оборудование для ювелирной промышленности. Эта мера необходима для повышения конкурентоспособности отечественных производителей.
8. Отменить двойной тариф государственной пошлины на опробование и клеймение ювелирных изделий с закрепленными камнями. Такая мера уменьшит издержки производителей и позволит применять современную технологию производства.
9. Установить добровольный порядок клеймения экспортируемой продукции. Эта мера позволит скрыть российское происхождение продукции и повысит ее конкурентоспособность.
10. Отменить государственный контроль при экспорте ювелирных изделий в формате B2C. Эта мера позволит осуществлять прямые продажи российской продукции непосредственно потребителям, минуя оптово-розничные структуры.
11. Установить предельный срок опробования, клеймения и маркировки продукции – 5 рабочих дней. Увеличение сроков нахождения продукции в ФПП РФ означает замораживание оборотных средств и нарушение технологического регламента производства.
12. В срочном порядке внести корректировки в нормы Постановления Правительства № 270 от 26.02.21 , препятствующие бесперебойной работе ГИИС ДМДК, в форме и объеме, согласованных с Минфином РФ.