О необходимости принятия поправок в НК РФ в части введения специальных налоговых режимов для предприятий ювелирной отрасли
Уважаемый Владимир Владимирович!
9 марта 2022 года был подписан Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В связи с тем, что закон предусматривал важный в сложившейся геополитической ситуации альтернативный инструмент накопления средств граждан и принимался в кратчайшие сроки, - детального обсуждения и общественных слушаний законопроекта не было. При этом наравне с отменой НДС на покупку золота для физических лиц была отменена возможность применения УСН и Патента (ПСН) практически для всей ювелирной отрасли с 01.01.2023 г. Это отразится на деятельности более 19 000 компаний (а это свыше 90% участников рынка).
Мы, представители малого бизнеса в ювелирной отрасли, выражаем крайнюю обеспокоенность последствиями принятия данного закона!
По мнению участников рынка ДМДК, принятие указанных изменений в части отмены специальных налоговых режимов можно объяснить только интересами двух-трех десятков представителей крупного бизнеса в сфере производства и реализации ювелирных изделий, тех компаний, которые стремятся создать доминирующее положение на рынке ювелирной продукции.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» специальные налоговые режимы были введены для субъектов среднего и малого предпринимательства с целью поддержки, развития и компенсации административных затрат при ведении бизнеса.
В реестре спецучета Федеральной пробирной палаты по состоянию на 01.03.2022 числится 21 109 субъектов хозяйственной деятельности, занятых в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Более 90 % от общего числа являются представителями малого и среднего бизнеса (ООО – 7697, ИП - 11602).
Согласно данным Реестра спецучета Федеральной пробирной палаты и Единого реестра МСП на 10.03.2022:
Категория бизнеса ДМДК/ Количество
микро / 17 136
малый / 1 899
средний / 264
Итого 19 299
Отмена специальных налоговых режимов с 01.01.2023 г. для более чем 19 000 субъектов малого ювелирного бизнеса будет иметь катастрофические последствия для всей отрасли.
Согласно расчетам депутата ГД Резника В.М. (автор изменений), отмена специальных режимов должна привести к увеличению налоговых поступлений на 20-30 млрд руб. То есть НДС 20 % будет взиматься с оборота 100-150 млрд рублей.
На практике, по результатам опросов субъектов МСП, при введении НДС и ОСНО свою деятельность прекратят более 94% малого бизнеса в ювелирной. То есть оборот в отрасли уменьшится на 90-135 млрд рублей, а уплата от НДС будет всего 2-3 млрд рублей.
Российские ювелирные изделия являются одним из немногих потребительских товаров, успешно конкурирующих с зарубежными аналогами. Принятая инициатива по упразднению специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли приведет к целому ряду негативных последствий:
- закрытие большинства субъектов малого бизнеса в связи с существенным увеличением затрат;
- уменьшение поступления налоговых платежей в бюджет в связи с сокращением объектов налогообложения;
- значительное повышение затрат на ведение бухучета на ОСНО. Потребуется привлечение в штат квалифицированного бухгалтера, приобретение с постоянным техническим обслуживанием бухгалтерских программ для ведения учета, возрастет в десятки раз количество отчетов о деятельности предприятия. Для предприятий с количеством сотрудников от 1 до 5-7 (ювелирные мастерские, скупки, мелкие торговые предприятия, комиссионные магазины) экономическая целесообразность продолжения деятельности в предлагаемых условиях фактически сведется к нулю;
- объём теневого сектора на рынке ювелирных изделий вероятнее всего увеличится;
- доля крупных торговых сетей и крупных производителей ювелирных изделий на рынке вырастет. Следовательно, скорее всего, вырастут и цены. Катализатором этого процесса выступит снижение конкуренции;
- безработица и социальная напряженность. Порядка 200-300 тысяч граждан, занятых в отрасли, останутся без работы и средств к существованию. Если считать, что в среднем на каждом малом предприятии трудится по 5 человек, то получаем 100 000 сотрудников, а вместе с членами их семей это 200 000 – 300 000 человек, которые останутся без весомой части дохода;
- малая доля оставшихся на рынке малых предприятий при реализации товаров после перехода на ОСНО заплатит 36 % с выручки (20% НДС + 20% налог на прибыль) – эта сумма равна 56% надбавки после налогообложения (36/(100-36)). Это больше чем прибыль розничных магазинов, а также значительно выше наценки производственных и оптовых компаний. Оплаченные затраты на УСН и ПСН нельзя будет отнести к затратам на ОСНО, также не будет принят НДС к зачету (п.2 ст.346.25 НК РФ).
Чтобы получить прибыль, малым предприятиям необходимо будет увеличить отпускную цену на 56%, и в этом случае цена товара станет неконкурентоспособной.
Отмена специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли принесет значительные потери малому и микробизнесу приведет к появлению серого и черного рынков, к глобальным социальным последствиям. Сокращение малого бизнеса, а фактически его полная ликвидация, приведет к олигополии ювелирного бизнеса с доминирующим положением не более 20 крупных игроков.
Кроме того, Федеральным законом от 23.06.2020 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предусмотрено создание государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК), что позволит государству обеспечить полную прослеживаемость ювелирных изделий, продукции и сырья, содержащих ДМДК, на всех этапах оборота уже с 1 сентября 2022 года.
В настоящее время ГИИС ДМДК недоработана как концептуально, так и технически, что в совокупности с нестабильной работой системы создает значительные трудности для малого бизнеса в ювелирной отрасли.
На фоне внедрения ГИИС ДМДК и установления полного контроля за рынком драгоценных металлов и драгоценных камней, новые поправки в налоговое законодательство, предусматривающие отмену налоговых спецрежимов для микро-, малого и среднего бизнеса в ювелирного отрасли с 01.01.2023 г., окажут самое губительное влияние на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Сейчас, в условиях волны экономических санкций, все силы руководства страны направлены на стабилизацию экономической обстановки, недопущение обнищания населения, Правительство Российской Федерации реализует новые меры поддержки предпринимателей нашей страны, а Президент дает указание уменьшить давление на бизнес. И в это же время большая часть предприятий ювелирного рынка будет на грани закрытия не по причине небывалого санкционного давления на предприятия, не из-за рекордно возросших цен на драгоценные металлы, труднодоступных кредитных средств на поддержку производства, а исключительно по причине принятых российским законодательством поправок в Налоговый кодекс, отменяющих возможность применения специальных налоговых режимов для предприятий отрасли.
Владимир Владимирович, мы очень надеемся, что в столь тяжелое для всех время Вы сохраните основу ювелирной отрасли и поддержите субъекты малого и среднего предпринимательства в части дальнейшего применения ими специальных налоговых режимов.
2009 представителей МСП в ювелирной отрасли
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1: Список представителей МСП подписавших коллективное обращение
Приложение 2: Результаты опроса представителей МСП в ювелирной отрасли (1200 предпринимателей ответили на вопрос "Почему важно вернуть спецрежимы налогообложения для ювелирной отрасли?")
Коллективное письмо подписали более 2009 представителей субъектов малого бизнеса в ювелирной отрасли.
В распоряжении инициативной группы есть отсканированные копии писем подписанных вышеуказанными представителями МСП в ювелирной отрасли.
Контакты представителей инициативной группы :
Дзюба Андрей +79034330077
Егор Казаков +79282293925
--
E-mail: za.usn@yandex.ru
Ноябрь 2022 г