Нынешний год может стать серьезным испытанием для ювелирного бизнеса. Спрос на украшения в салонах минимален, конкуренция среди ритейлеров велика. «Коммерческая недвижимость» разбиралась, каковы перспективы у ювелиров при поиске новых объектов недвижимости в Петербурге.
На петербургском рынке работает примерно тысяча ювелирных магазинов и триста ломбардов (по данным 2gis.ru). Большинство операторов активно ведет переговоры по снижению ставок аренды, некоторые закрывают наименее доходные салоны.
Площадь ювелирных магазинов, как правило, варьируется в диапазоне от 40 до 350 кв.м. Объем инвестиций в открытие новой точки – примерно 20-30 млн рублей с учетом товарных запасов, а срок окупаемости – не менее трех лет.
Чтобы удержаться на плаву, магазины сокращают наценку на ходовой товар: сейчас она может разниться от 40 до 150% в зависимости от места салона и качества украшений (но, как правило, не превышает 100%). Падение мировых цен на золото и ужесточение законодательства также заметно уменьшило рентабельность ломбардов, что в свою очередь может привести к закрытию части из них.
Снижение спроса среди россиян несколько компенсируется за счет туристов-китайцев, которых привлекают разнообразные украшения с янтарем и нефритом. Остаются популярны и изделия, созданные по эмалево-филигранным технологиям «Русских самоцветов». Однако на рост оборотов надеются в основном только с раскруткой онлайн продаж в интернете.
Крупнейшими ювелирными операторами Петербурга остаются две структуры, созданные после разделения компании «585» (партнеры поделили бизнес семь лет назад). Одна из сетей работает под брендом «585 Gold». У нее в городе свыше 50 салонов и 48 ломбардов (два последних, например, открылись в декабре в топовых местах – на Малой Садовой и Среднем пр., В.О.). Другая компания работает под названием «585/Золотой», однако на магазинах фигурирует только «Золотой» (свыше 30 салонов и 36 ломбардов).
Компания «Русские самоцветы» открыла в прошлом году семь магазинов, увеличив розничную сеть до 19 салонов. Последний начал работать в ТРК «Галерея», и теперь оператор планирует развивать бизнес преимущественно в других регионах, считая, что петербургский рынок уже насыщен.
Среди других ведущих игроков – салоны сетей Pandora (20 магазинов), «Ювелир-Карат» (18), SunLight (13) и салоны АДАМАС (9). Только три точки – у сети «ЭПЛ. Якутские бриллианты». Свой флагман у нас в городе ритейлер открыл в конце 2015-го – на Садовой ул., 22/2, вложив в его запуск около $500 000.
За последние шесть месяцев состоялось и два крушения. В сентябре 2016-го суд признал банкротом петербургский торговый дом «Альфаберже», ювелирный завод которого тоже завяз в судебных исках (недвижимость компании сосредоточена у Ладожского вокзала). А в начале февраля после годичного разбирательства основатели федеральной сети «Яшма золото» Игорь Мавлянов и Роберт Мартиросян были обанкрочены воронежским арбитражем. В Петербурге у розничной сети – 48 объектов. Уйдет ли этот бренд и вовсе с рынка, пока не ясно, однако на месте некоторых точек уже работают салоны под другой вывеской – «Красно Золото» (в городе эта новая сеть имеет уже 11 адресов).
Некоторый интерес к Петербургу сохраняет международный ритейл. Так, в марте ювелирный дом Gold Union арендовал под бутик 325 кв.м на Невском пр., 137. Флагманский магазин австрийского FREYWILLE переехал из встройки на первый этаж ТК «Невский Центр» (44 кв.м). Минувшей осенью открылся третий магазин Tous в ТРК «Европолис» (70 кв.м), а ювелирный ритейлор Valtera (у нас работает три магазина под этим брендом) получил эксклюзивную франшизу на развитие сети бижутерии и аксессуаров Claire`s в России. В Петербурге открылись уже две точки, в Москве – восемь.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Александр Просенков, руководитель департамента street retail компании Colliers International в Санкт-Петербурге:
- Пик развития ювелирного сегмента закончился года три назад. Тогда активно разворачивались такие сети как «585/Золотой», Sunlight и Pandora. Сейчас операторы демонстрируют точечное развитие и тяготеют к размещению в торговых центрах, где популярен островной формат – на первых этажах у входных групп. Это позволяет минимизировать арендную плату и к тому же расположить большое количество витрин. В формате стрит-ритейла предпочитают локации с высоким пешеходным трафиком. Ювелирные магазины, как правило, занимают помещения площадью 80-200 кв.м. Предпочтительнее площади с возможностью оборудовать сейфовую комнату. На наиболее востребованные объекты ставки аренды доходят до 10 000 руб./кв.м в месяц.
На протяжении прошлого года новые точки открывали такие сети как Silver & Silver, Brosco Jewelry, «Ювелирцентр» и «Белый бриллиант». Кроме того, планы на активное развитие в России анонсировали сети «585/Золотой» и «Московский ювелирный завод».
Анна Лапченко, руководитель проектов торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg:
- Интерес к объектам проявляют в основном сети, еще не закрепившиеся на рынке Петербурга. Например, «Московский ювелирный завод». В премиальном сегменте есть примеры, когда операторы закрывают точки в помещениях стрит-ритейла и открывают новые магазины в ТЦ. Так, Valtera переехала в ТРК «Галерею», а FREYWILL – в «Невский центр». Форматом стрит-ритейла, например, интересуются Pandora и «585». Размер встройка – в среднем от 80 до 120 кв.м с витринными окнами и открытой планировкой, рядом со ст. метро. Арендаторы этого профиля выбирают качественные площадки и могут позволить себе побороться за ставку.
Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге:
- Практически в каждом торговом комплексе присутствуют один-два, а иногда даже три ювелирных оператора. Однако никаких новых трендов в этой сфере пока не наблюдается. Среди наиболее активных ювелирных сетей можно выделить «585 Gold». Компании продолжают осваивать как торговые центры, так и новостройки. Как правило, их интересуют либо торговые «островки», либо высоколиквидные помещения на первых этажах площадью от 50 до 100 кв.м. Главные требования относятся к освещенности и расширенной охранной сигнализации. Арендные ставки в среднем для таких операторов начинаются от 2000 руб. за кв.м в месяц.