Брошь "Швея", США, 20 век. фото 1stdibs.com
Мы все знакомы с наперстком и его практическим назначением. Эту маленькую чашечку с выемками надевают на палец, чтобы защитить от уколов иглой во время шитья. Однако стоит отметить, что наперстки могут служить и миниатюрными произведениями искусства.
Наперстки имеют богатую историю, насчитывающую тысячи лет, и изготавливались в различных формах для использования с различными швейными материалами и иглами, которые развивались вместе с достижениями в технологии изготовления игл.
Краткая история наперстков
Самые ранние из известных наперстков относятся к периоду неолита (в Европе 7000-6000 гг. до н.э.). Вместо того, чтобы носить их на пальцах, их держали на ладони, защищая ее от больших каменных, бронзовых или железных игл того времени. Подобные инструменты использовались для шитья ткани или кожи до 17 века. Одним из вариантов является парусная пальма, которая нашла применение среди парусников и кожевников. "Парусная ладонь" была двух типов: "сшивающая ладонь", используемая для более легких задач, таких как сшивание брезента, и "стягивающая ладонь", используемая для более тяжелой работы, связанной с сшиванием брезента и веревки.
Фото предоставлено Оклендским музеем CC BY 4.0.
Считается, что первые наперстки использовались охотниками на мамонтов для сшивания кожи. Происходило это около 30 000 лет назад.
Настоящий наперсток, каким мы его знаем сегодня, появился более двух тысяч лет назад в виде кольца, открытого на конце, с вогнутыми насечками, расположенными вдоль полосы. В средние века приобрел популярность наперсток в форме колокола, приняв выпуклую форму. В то время даже наперстки из недрагоценных металлов были дорогими.
В последующие века наперстки изготавливались из драгоценных материалов и превращались в маленькие декоративные предметы, становясь ценными украшениями, которые женщины с гордостью демонстрировали окружающим. Украшенные надписями, рисунками и девизами с использованием таких материалов, как эмаль и фарфор, они стали красивыми предметами коллекционирования.
Изображение предоставлено: wikipedia.org CC BY-SA 3.0)
В начале 19-го века началось промышленное производство наперстков, что привело к использованию более тонкого металла и появлению более стандартизированных наперстков для повседневного использования. Следовательно, они стали более доступными.
французский наперсток из желтого золота 1900-х годов
Подвес с циозитом. Ювелир Эйтан Брандес использовал старый серебряный наперсток в качестве основы для этого единственного в своем роде подвеса. Возраст и производитель наперстка неизвестны;
До сих пор мы в основном обсуждали наперстки, используемые в западном мире. Впрочем, нечто подобное используется и на Востоке.
Изображение предоставлено: ja.wikipedia CC BY-SA 3.0
Юбинуки - японское кольцо с наперстком
В японской культуре во всех аспектах жизни эстетика играет важную роль. Считается, что красотой нужно восхищаться во всем, в том числе и в предметах, созданных руками человека. При создании чего-либо эстетика, форма и функция считаются основными требованиями. Этот акцент на приятной эстетике пронизывает даже самые простые предметы повседневной жизни, такие как наперстки.
Редко вы найдете в японской культуре что-то, созданное исключительно для своей функции, без учета формы. Для японцев наличие красивых предметов увеличивает удовольствие от самых обыденных жизненных задач.
Когда дело доходит до шитья, от деликатных тканей до тяжелой кожи, всегда используется наперсток для защиты пальцев швеи. Однако, в отличие от обычных наперстков на «кончике пальца», которые можно найти на Западе, большинство японских наперстков имеют форму простых колец шириной примерно 1 см, которые носят между первым и вторым суставами среднего пальца доминирующей руки. Эти наперстки, известные как юбинуки, не только практичны, но и источают простоту и изящество японского стиля.
Японские кольца для наперстков могут быть изготовлены из металла, бумаги васи или кожи и иметь различную форму. В отличие от знакомого нам традиционного наперстка, японский наперсток носят между первым и вторым суставами среднего пальца доминирующей руки.
Юбинуки, используемые для более тонкого шитья и вышивки, изначально имели форму полосок ткани толщиной в несколько слоев, чтобы игольное ушко не проникло внутрь. Для скрепления слоев соответствующего размера была применена декоративная строчка.
Со временем эти тканевые полоски превратились в кольца, полностью покрытые декоративной строчкой, обеспечивающей дополнительную защиту от игольного ушка. Добавление внутренних слоев к кольцу повысило его прочность и долговечность. Тонкие куски кожи иногда использовались для внутренних слоев, когда требовалась дополнительная защита. Однако бумага васи, изготовленная из упругих волокон куста / растения тутового дерева, стала широко используемой «кольцевой основой» благодаря своей прочности, долговечности и доступности. Тканевое покрытие нанесено на внешнюю поверхность кольца декоративной строчкой.
Функциональная конструкция юбинуки, надетого в виде кольца по описанной методике, позволяет оставаться открытыми всем кончикам пальцев. Это гарантирует, что тактильные ощущения и хватательная способность не будут нарушены, что позволит полностью справляться с шитьем без риска укола иглой.
Джон Бревард, кольцо Stella Thimble из 18-каратного золота и бриллиантов, 2010
Moschino, золотые серьги-клипсы в форме наперсков. Италия, 2010 г