Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Золото и драгоценности

23 августа 2025
Редакция

В эпоху Возрождения (14-16 вв) и барокко (17 век) золото оставалось синонимом власти и богатства, украшая монархов от Людовика XIV до Георга II и становясь частью лучших предметов роскоши их дворов. Важно помнить, насколько мало золота было доступно аристократии и ремесленникам в то время. Его историческая ценность, многократно превышающая нынешнюю, почти непостижимо велика.

 Подвеска-камея эпохи Возрождения. Начало XVII века. MS Rau .

Камея в центре этого исключительного кулона – потрясающий образец искусства гравировки по камню эпохи Возрождения. Скорее всего, она датируется началом XVII века и изображает библейскую сцену – жертвоприношение Исаака – в стиле греко-римской эпохи. Резчик искусно использует естественные слои камня, чтобы создать иллюзию тени и мускулатуры фигур. Вторая, меньшая по размеру, камея установлена ​​в верхней части кулона, а оправа из 18-каратного золота украшена множеством разноцветных драгоценных камней, жемчуга и эмали. Крупная барочная жемчужина, подвешенная на эмалевом драконе, завершает дизайн, воплощающий роскошь и театральность ювелирных изделий эпохи Возрождения.

В XVI веке олицетворением ювелирного искусства эпохи Возрождения, достигшего своего апогея стал Бенвенуто Челлини. Его шедевр, золотая солонка, созданная для Франциска I Французского, продемонстрировала техническое мастерство и художественные амбиции того периода. Во Франции Жан-Батист Тавернье (французский купец, державший в своих руках европейскую торговлю бриллиантами с Индией) снабжал Людовика XIV исключительными образцами золота из его путешествий по Востоку, способствуя ослепительному королевскому образу Короля-Солнца.

Бенвенуто Челлини. Saliera, 1540—1543. Золото, эмаль, эбеновое дерево. 26,3 × 33,5 см. Музей истории искусствВена

 

Георгианская эпоха (1714–1830) – это период в истории Великобритании, отмеченный правлением Георга I, Георга II, Георга III и Георга IV, первых четырёх королей из Ганноверской династии. Этот период ознаменовался значительным ростом инноваций, расширением и без того могущественной Британской империи, а также расцветом литературы, изобразительного искусства и архитектуры.
Ювелиры в георгианскую эпоху  использовали золотые оправы, чтобы передать натуралистические мотивы и дополнить модные цветные драгоценные камни того времени. Самые известные ювелиры той эпохи создавали искусные парюры с замысловатой золотой канителью — изящной проволочной работой, напоминающей тонкое кружево или вышивку.

Викторианская эпоха стала свидетелем ренессанса техник эмалирования эпохи Возрождения в работах Карло Джулиано, чьи золотые украшения сочетали историческое вдохновение с новаторским мастерством. В то же время, Кастеллани в Риме, вдохновлённый археологическими находками, возродил древние этрусские техники зерни для обработки золота, утерянные на протяжении веков. Мастерские Фаберже в XIX веке, под руководством таких выдающихся мастеров, как Хенрик Вигстрём и Михаил Перхин, достигли беспрецедентной технической виртуозности, создавая изделия из красного, жёлтого, зелёного и белого золота. Их гильошированная эмаль по золоту стала отличительным знаком ювелирных украшений Российского императорского двора. Традиции мастерской обработки золота продолжают жить и в современной эпохе: престижные ювелирные дома сохраняют классические техники, в то время как новаторы предлагают уникальные подходы к работе с этим благородным металлом. Жан Шлюмберже из Tiffany & Co. произвел революцию в ювелирном деле середины XX века, создавая скульптурные произведения искусства, в которых жёлтое золото гармонично сочеталось с яркой эмалью и драгоценными камнями. Среди современных мастеров выделяется Буччеллати, создавший уникальную технику «ригато» — гравировку параллельных линий на золотых поверхностях, имитирующую сияющую текстильную текстуру, что является его исключительным вкладом в современное ювелирное искусство.

От древнеегипетских гробниц до современных мастерских, путь золота в истории человечества раскрывает не просто драгоценный металл, но и зачастую отражение наших самых высоких устремлений. В мире мимолётных тенденций золото остаётся тем, чем оно было всегда — эталоном, по которому оцениваются все остальные предметы роскоши. Когда речь идёт о золоте, всё, что блестит, — это настоящее золото.

 

Источник: rauantiques.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом