Современный французский художник Джонатан Брешиньяк создает воображаемые минералы, вдохновленные увлекательными и загадочными природными явлениями.
«Парусные камни»
Вы думали, что камни тверды, инертны и неподвижны? Что они ничего не чувствуют? Первая серия Джонатана Брешиньяка, начатая в 2017 году, под названием «Парусные камни», открывает мир возможностей. Поддельные настоящие камни из смолы движутся вперед самостоятельно, без видимой силы. Очень легкие, они кажутся живыми благодаря колесам и программному обеспечению, позволяющему им перемещаться в пространстве. Джонатан Брешиньяк представил их на основе невероятного геологического явления, долгое время остававшегося необъяснимым: движения камней весом в несколько десятков (а то и сотен) килограммов, оставляющих длинные следы в высохшем озере в Долине Смерти.
«Чужие камни»
«Парусные камни», естественно, заставили его задаться вопросом о камнях будущего или о камнях, существующих в параллельных мирах: как они могут выглядеть? «Чужие камни» — искусственные смоляные камни, отлитые из настоящих, окрашены в виде крыльев жука. Для них также характерны слои синтетических и фосфоресцирующих цветов. Возвышенные и невероятные гибридизации азурита, кобальтокальцита и другой хризоколлы; загадочные красоты, призванные обманывать восприятие. «Они напоминают геологические слои, измененные тектоническими, магматическими или осадочными явлениями». Вспоминают также пластигломерат — горную породу, образовавшуюся из расплавленного пластика, агрегирующегося с природными камнями, песком, ракушками и т. д.
«Первобытный Лутум»
Его подход приобретает новое измерение в третьей серии «Primal Lutum»: он использует сырую гончарную глину, собранную в природе. Под этот потрескавшийся материал он помещает переливающийся материал, а затем покрывает все это прозрачным лаком, чтобы восстановить магнитную красоту валунной матрицы австралийского опала. «Я обнаружил этот камень еще ребенком во время поездки в Австралию. Затем я провел годы, наблюдая за воздействием его жил, запертых в железной руде», — объясняет почти сорокалетний художник, бывший рекламщик из «довольно научной» семьи.
Семантическая игра
Джонатан Брешиньяк не активист, но его работы требуют осознания. Он выражает уязвимость природы посредством многочисленных отсылок, уходящих корнями в антропоцен, геологическую эпоху, характеризующуюся тем, что человечество стало главной силой перемен на Земле. «Центральная тема моей работы», — подчеркивает он. Он играет с семантикой, добавляя смысловые слои в ходе своих исследований материи. Одну из своих «Чужих камней» он назвал «Слёзы сирены», имея в виду микропластмассовые шарики, загрязняющие океаны.
Таким образом, Джонатан Брешиньяк открывает новые перспективы на царство полезных ископаемых. Этот энтузиаст, исследующий Горный музей, организует встречу между органикой и технологией, иллюзией и наукой; он находится на перепутье геммолога, гранильщика и ученого. Его работа — это ода причудливому, увлекательное исследование полезных ископаемых из других мест. Это, безусловно, понравилось бы великому Роже Кайуа.