На фотографии представлены свинцовые серьги, которые носили дети, находившиеся на государственном обеспечении во Франции периода правления Луи-Филиппа (1830–1848),
Эти серьги, которые носили девочки и мальчики до 6 лет, на короткий период (с 1843 по 1848 гг) заменили ожерелье с проставленным на нем регистрационным номером, которое надевали в приютах для подкидышей:
Они позволяли немедленно идентифицировать детей, но, прежде всего, не позволяли кормилицам подменять подопечного ребенка одним из своих детей в случае смерти последнего.
Позже по невыясненным причинам, от этих серег отказались. И только один производитель ювелирных изделий во Франции — Maître Gavard в Париже — имел разрешение на изготовление серег.
А вот ожерелья-ошейники для брошенных детей во Франции применялись с 17 века. справочным трудом по этой теме является « История брошенных и забытых детей» Леона Лаллемана (1885), доступная на Gallica. Вот что автор рассказывает о практике, существовавшей в Maison de la Couche в Париже в XVII веке: «В 1682 году (обсуждение от 22 ноября 1682 года) «было решено, что на шею ребенку будет повешена записка с печатью». Однако «в провинциях, несмотря на последовательное развитие общих больниц, дела обстояли по-разному, и мы не можем отметить в XVII и XVIII веках какого-либо единообразия в мерах, принимаемых в отношении брошенных детей».
В работе «Ни отец, ни мать: история детей, получающих государственную помощь» (1874–1939) Ивана Яблонки приводятся факты и широкое распространение во Франции ожерелий-ошейников для брошенных детей:
«Со времен Реставрации брошенные дети должны носить герметичный ошейник до достижения шестилетнего возраста. Эту идею воплотил в жизнь граф Корбьер, министр внутренних дел, который разъяснил ее префектам в 1826 году. Чтобы избежать подмены детей, злоупотребления, которое истощило финансы департаментов и муниципалитетов, пришлось принять различные меры. «Чтобы исправить это в максимально возможной степени, […] я уполномочиваю вас изготовить для каждого воспитательного дома пресс, снабженный всеми его принадлежностями, ошейниками и оловянной дощечкой, на котором будет отпечатано наименование воспитательного дома, к которому принадлежит ребенок, год, в котором он был помещен, и его порядковый номер. […] Чтобы надеть ошейник на ребенка, шнур надевают ему на шею, пропуская оба конца через отверстия, сделанные в оловянной дощечке. […] Когда воротнику придана достаточная длина, мы, приближая или приближая олово так, чтобы оно не мешало шее ребенка, и в то же время так, чтобы он не мог просунуть голову, закрепляем олово в его маленьком ободке, затягивая его с помощью задвижки. Затем ребенка подносят очень близко к прессу […]; другой рукой крепко затягиваем винт пресса. »
На протяжении всего XX века ожерелье состояло из шелкового шнура и медали с изображением Святого Винсента де Поля, на которой были выгравированы год поступления и регистрационный номер ребенка... Только директор имел право прикасаться к ожерелью. В случае утери необходимо сообщить об этом, чтобы можно было немедленно заменить его. Разрывание ожерелья в начале школьного возраста представляет собой важный момент».
Источники
ЯБЛОНКА Иван, Ни отец, ни мать: история детей, получающих государственную помощь, 1874-1939 , Париж, Сейль, 2006.
КАДОРЕТ Энн, Множественное родство: антропология семейного размещения , Париж, L'Harmattan, 1995.