Автоматоны в современную эпоху
Французский шагающий павлин-автоматон работы Рулле и Декампа. Около 1890 г. М.С. Рау.
Промышленная революция принесла перемены во все слои общества, включая индустрию производства игрушек. Благодаря быстро растущему среднему классу появилась растущая группа клиентов, которые могли и хотели платить за такие новинки, как автоматы. Такие фирмы, как Roullet et Decamps, Bontems и Théroude, стали первыми массовыми производителями этих очаровательных «игрушек», большинство из которых содержали небольшую цилиндрическую музыкальную шкатулку, которая играла, пока автомат выполнял свои движения.
Автомат-канатоходец. Около 1860 г. М.С. Рау.
Инновационные игрушки
Большинство этих музыкальных и механических фигурок были созданы под влиянием развлечений своего времени и места. Париж во времена Прекрасной эпохи был водоворотом роскошных мероприятий и экзотических развлечений. Заклинатели змей и экзотические танцоры знаменитого Фоли-Бержер вдохновили многих игрушечников того времени, в то время как персонажи Нового цирка и других цирков стали источником вдохновения в виде жонглеров, дрессировщиков животных и клоунов. Эти и другие персонажи ожили в гостиных 19 века благодаря изобретательности и креативности современных игрушечников.
Автор книги «Старые и новые автоматы» (1893) Конрад Уильям Кук описывает этот золотой век автоматов:
«Ни один человек, знакомый с великими европейскими столицами, не мог не заметить в витринах магазинов игрушек высшего класса часовые автоматы разных видов. У нас есть жонглеры и канатоходцы, фокусники, пианисты, скрипачи, арфисты и трубачи... фигурки сражаются, вяжут, шьют, пишут и занимаются почти всеми видами деятельности, выполняемыми людьми».
Эти творения, столь метко описанные Куком, были не только уникальной формой развлечения для дома, но и представляют собой уникальный снимок своего времени. Кроме того, и, возможно, самое важное, они дают небольшой взгляд в будущее, предвосхищая появление как анимации, так и кино в последующие десятилетия.
Игрушка «Гроулер» в виде французского бульдога. XIX век. М.С. Рау.
Эта новая популярность и доступность автоматона были бы невозможны без передовых машин и производственных технологий, которые появились во время промышленной революции. Поскольку они были, отчасти, машинными, эти автоматы были гораздо менее сложными, чем горстка изделий, сделанных столетием ранее такими, как Вокансон и Мёллингер. Однако они все еще были дорогими, имея ценник, который делал их доступными только для самых богатых семей высшего и среднего класса. И, как и их предшественники, самые лучшие и самые сложные автоматы выставлялись на крупных международных выставках, где они часто привлекали толпы поклонников — и новые заказы для своих создателей.
Популярность автоматов достигла своего апогея в 19 веке, когда эти анимированные фигурки стали не только значимой формой развлечения, но и важным символом статуса в гостиных по всей Франции и Англии. Благодаря своей способности двигаться, развлекать, с почти магическим чувством иллюзии, эти заводные машины представляли собой очарованность публики необычным. Чтобы утолить эту тягу к необычному, производители разработали автоматы в различных формах. Однако одна группа в частности сосредоточилась на сложных миниатюрных музыкальных шкатулках с очень особой скрытой изюминкой — поющей птичьей коробкой.
Клетки для птиц
Пьер Жаке-Дро, который помог наступить золотому веку музыкальных автоматов с его вышеупомянутым клавесинистом, писателем и рисовальщиком, создал еще одно механическое чудо около 1785 года: ящик для поющих птиц. Он использовал свои знания о миниатюрных музыкальных механизмах, чтобы разработать небольшую коробку, содержащую крошечную поющую птицу-автомат. Сначала Жаке-Дро создал более крупных поющих птиц в клетках, которые пели с помощью миниатюрного органа, инструмента, которому требовалась отдельная труба для каждой ноты. Он успешно упростил этот механизм органа до одной трубы с переменной высотой тона и еще больше миниатюризировал его до формы размером с табакерку, которая могла уместиться на ладони. Благодаря своему присущему им очарованию и гениальной конструкции эти новые «игрушки дворян» сразу же очаровали высшее общество Европы XVIII века.
Музыкальная шкатулка в виде птичьей клетки, севрский фарфор. Около 1880 г. М.С. Рау.
Их форма была частично вдохновлена табакерками, или tabatières (французское слово для обозначения табака) , которые были тогда очень модными символами статуса среди европейской знати. Слово tabatière эволюционировало, чтобы включить в себя коробки для птиц, и этот термин отличает их от их более крупных, клеточных аналогов. Коробки для птиц могут быть очень похожи на табакерки с точки зрения как размера, так и художественного оформления, но они отличаются тем, что в них содержится.
Коробки для птиц состоят из двух отдельных частей: прямоугольного корпуса и механизма, который оживляет птицу и воспроизводит ее песню. Обычно для этого требовались два совершенно разных мастера: часовщик для внутреннего механизма и ювелир для корпуса. Поскольку коробки для птиц были игрушками знати, их корпуса почти всегда изготавливались из драгоценных материалов, таких как золото, черепаховый панцирь, фарфор или эмаль, которые были искусно украшены.
Швейцарская шкатулка с поющей птицей из черепаховой кожи Bruguier Fusée. Около 1840 г. MS Rau .
Овальная панель в верхней части корпуса открывается нажатием кнопки, открывая ярко оперенную птицу-автоматона и побуждая ее спеть свою песню. В дополнение к ее роскоши, сама птица украшена настоящими перьями колибри, выбранными за их яркие, переливающиеся цвета. Когда пение птиц заканчивается, автоматон ныряет обратно в коробку, и крышка закрывается.
Механизм, находящийся внутри корпуса, предназначен для выполнения двух функций — воспроизведения пения птиц и оживления автоматона. Он оснащен заводным часовым механизмом, который управляет мехами и несколькими кулачками. Меха создавали свист птицы, в то время как кулачки управляли нотами, производимыми свистом, и движениями птицы.
Самые ранние коробки для птиц, датируемые примерно 1785 и примерно 1865 годами, были оснащены механизмом фузея, который сочетал плоский основной ствол с коническим, или фузея, стволом. При заводе цепь обвивается вокруг конического ствола и постепенно разматывается, когда механизм активируется, обеспечивая более длительную и реалистичную анимацию, чем их более поздние аналоги.
Швейцарская золотая шкатулка с поющей птицей от Bruguier. Около 1840 г. М.С. Рау .
После инноваций Жаке-Дро в этой форме искусства ряд других швейцарских мастеров начали ставить свой собственный отпечаток на скворечниках в 19 веке, включая Якоба Фризара, братьев Роша и Шарля Брюгье — все они важные имена в истории музыкальных табатиеров. Фризард внес новшество в форму искусства с помощью кулачка, врезанного в непрерывную спираль, что позволило добиться совершенно непрерывной песни. Братья Роша, которые изначально работали в фирме Жаке-Дро, основали свою собственную фирму и приобрели репутацию за свои высококачественные, тщательно изготовленные скворечники. Они были известны, в частности, размером своих коробок; они могли создавать механизмы, которые могли помещаться в коробки значительно меньшие, чем у их конкурентов. Брюгье усовершенствовал конструкции Жаке-Дро и построил механизм, который мог продлить пение птиц примерно на 30 секунд.
В то время как швейцарцы доминировали в индустрии поющих птичьих коробок в начале 19 века, Франция и Германия заняли лидирующие позиции в их производстве во второй половине века. Французский часовщик Блез Бонтемс основал свою фирму в 1849 году и впервые выставил автоматы в виде птиц в натуральную величину на Лондонской выставке 1851 года, прежде чем начать производство поющих птичьих коробок в 1870-х годах. Он разработал свой собственный механизм, чтобы заменить фузеевые механизмы швейцарских производителей, вместо этого используя простой движущийся ствол. Он также уменьшил количество необходимых кулачков и упростил меха. Эти хитрости стали стандартом для музыкальных табатиеров в 20 веке, и Бонтемс теперь считается отцом современного поющего птичьего короба.
Серебряный ящик с поющими птицами Fusée от Шарля Брюгье. Около 1860 года. М. С. Рау .
Производство скворечников в 20 веке было под контролем одного имени — Карла Грисбаума. Основанная в 1905 году в Триберге, Германия, фирма Грисбаума начинала с изготовления часов в традициях Шварцвальда, прежде чем заняться скворечниками. Он изготавливал ряд скворечников по трем разным ценам, что делало их доступными для более широкого круга клиентов. Были доступны только одна песня и один тип механизма (похожий на Bontems), но предлагались три различных качества сборки. Известные своей безупречной конструкцией и уникальными новинками дизайна, творения Грисбаума пользовались большой популярностью, и фирма была плодовитой в своем производстве вплоть до 1980-х годов.
На протяжении десятилетий их производства каждый элемент этих поющих птичьих коробок был полностью изготовлен вручную и сделан специально для этой конкретной коробки. Оба очаровательные и механически сложные, они сочетают в себе артистизм с техническим мастерством — баланс, которого также стремились достичь производители самоиграющих музыкальных шкатулок.
Музыкальные шкатулки
Карильон в Бельфоре в Генте. 2012. Источник .
Ранние начинания
Подобно автоматону и поющему ящику для птиц, первые музыкальные шкатулки датируются XVIII веком, когда одержимость изобретателей часовыми механизмами достигла своего пика. Однако концепция машины, которая играла музыку, впервые проявилась в карильоне, системе колоколов, которые можно было найти на башнях церквей и правительственных зданий и которые использовались для указания времени суток, церковных служб или светских деревенских событий. Появившийся в 1510 году во Фландрии, карильон включал в себя колокола, которые охватывали более октавы и играли с вращающегося цилиндра с похожими на палочки клавишами, соответствующими определенному колоколу. Для самых ранних из этих систем требовался «звонарь», известный как карильонер или «карильонист», который играл на клавиатуре и педальной панели, хотя более поздние образцы были автоматизированы.
Поскольку карильоны и большие часы находились в одних и тех же церковных колокольнях по всей Европе, объединение двух механизмов с гигантским автоматизированным цилиндром было естественным прогрессом. Большой цилиндр — называемый барабаном — содержал штифты, соответствующие ряду рычагов и молоточков, соединенных с колоколами. Вращение барабана в равномерном темпе вызывало звон колоколов, производя мелодию и фактически достигая автоматизированной музыки впервые.
Швейцарская идеальная музыкальная шкатулка и кабинет от Mermod Frères. Около 1886 г. М.С. Рау.
Благодаря этим ранним инновациям история музыкальной шкатулки, какой мы ее знаем, начинается с открытия женевским часовщиком Антуаном Фавром в 1796 году цилиндрического музыкального механизма. Все эти музыкальные цилиндры работают по одному и тому же принципу: стальные штифты или гребни разной длины задеваются при вращении цилиндра, производя ноту с каждым задеванием. Гребни настроены на музыкальную гамму и расположены как клавиатура, чтобы производить мелодию.
К сожалению, Фавр так и не добился успеха от своего открытия; слабое здоровье вынудило его уйти на пенсию, и он умер бедным человеком. Однако к началу 19 века другие швейцарские мастера и часовщики применяли технологию цилиндрических гребней в своих собственных творениях, что дало начало индустрии цилиндрических музыкальных шкатулок. Швейцария оставалась центром производства музыкальных шкатулок на протяжении всего расцвета изобретения, и они были важной статьей швейцарского экспорта во второй половине 19 века. Всего в швейцарской индустрии музыкальных шкатулок было занято около 10 000 мастеров. На сцену вышли такие производители, как Николь Фрер, Б. А. Бремон, Мермод Фрер и Шарль Пайяр, создавшие одни из самых красивых цилиндрических шкатулок, когда-либо созданных. Многие из самых ценных образцов включали автоматоны, которые танцевали под мелодию или даже другие инструменты, такие как барабаны, колокольчики, мандолины и кастаньеты.
Музыкальная шкатулка Grand Format Cylinder от Николь Фрер. Около 1850 года. М. С. Рау .
Немецкие инновации
В 1885 году появилось еще одно новшество в области музыкальных шкатулок, на этот раз в Германии — проигрывающая диски музыкальная шкатулка. Эти диски работали по тому же принципу, что и цилиндры, используя настроенные стальные гребни, но вместо этого они выщипывали зубцы вращающимся жестяным диском, пробитым серией отверстий, представляющих мелодию. Но, возможно, более важным отличием был процесс изготовления диска и доступность формата. Музыкальные шкатулки из цельного цилиндра действительно обеспечивали автоматизированное музыкальное развлечение для дома, они были большими, дорогими в производстве и еще более дорогими в покупке. Некоторые даже стоили больше, чем годовая заработная плата среднего рабочего. Более того, количество доступных песен было ограничено самой природой сложного производства цилиндров. Диски, с другой стороны, были значительно дешевле и их было проще производить. Это означало, что автоматизированные музыкальные шкатулки теперь были доступны семьям высшего среднего класса, а не только самым элитным членам общества.
Несмотря на это нововведение, бурно развивающаяся индустрия музыкальных шкатулок пошла на спад к началу 20-го века. С изобретением фонографа Томасом Эдисоном в 1877 году и граммофона Александром Грэхемом Беллом в 1885 году наука домашних развлечений быстро менялась. Эти достижения обеспечили музыку, которая была намного более сложной, натуралистической и разнообразной, чем та, которую когда-либо могли воспроизвести стальные гребни музыкальных шкатулок.
Музыкальная шкатулка-цилиндр станции Mermod Fréres. Около 1890 г. MS Rau .
Самоиграющие инструменты
В то время как музыкальные шкатулки критиковались за то, что они воспроизводили слишком жесткие и формальные звуки, появление игрового пианино, или пианолы, в конце 19 века дало миру версию механизированной музыки, практически идентичную живому исполнению. Первое практическое самоиграющее пианино было изобретено Эдвином С. Воти и изготовлено компанией Aeolian Co. из Нью-Йорка. В нем использовались перфорированные бумажные рулоны, похожие по концепции на дисковые музыкальные шкатулки, и пневматическое устройство, используемое для надувания мехов для управления проигрываемыми нотами. Такие автоматизированные игровые инструменты могли воспроизводить более широкий диапазон нот, чем цилиндрические или дисковые музыкальные шкатулки, и эффект был гораздо более художественным. Кроме того, бумажные рулоны были гораздо более недорогими и менее трудоемкими в производстве, открывая широкий мир песен, как новых, так и старых, которые можно было купить для своего инструмента.
Орган Arburo Orchestrion работы Bursens и Roels. Около 1928-29 гг .
На основе этих инноваций появились такие устройства, как Orchestrion и Violano-Virtuoso. Эти автоматизированные музыкальные устройства включали в себя еще больше инструментов: от скрипок до органов, от аккордеонов до барабанов. По сути, огромные музыкальные шкатулки, эти грандиозные творения были созданы для развлечения больших танцевальных залов или для того, чтобы радовать посетителей в вестибюлях роскошных отелей и кафе в качестве замены живой группы. Массивные общественные инструменты, подобные этим, работали на бумажных рулонах и обладали мощными двигателями, трубами и вакуумами для управления инструментами, производя звуки более музыкальные, чем любая механическая музыкальная машина, которая была до этого.
Тем не менее, популярность автоматизированного музыкального генератора продолжала падать в 20 веке. Начало Первой мировой войны, а затем разрушительное экономическое воздействие Великой депрессии вместе с новыми технологиями привели к тому, что рынка для этих устройств просто не стало, и некогда процветающая отрасль пришла в упадок. Однако их богатое наследие, тонкое мастерство и удивительная сложность гарантируют, что они остаются объектами восхищения как для историков, так и для коллекционеров.
The Mills Double DeLuxe Violano Virtuoso. Около 1920 года.