Рене Лалик (1860–1945) наиболее известен тысячами работ по стеклу, но он был мастером в двух сферах. Первая – ювелирная, работа, в основном в период Прекрасной эпохи, продолжалась до начала пятидесятилетнего возраста. Хотя многие его поздние работы в стекле легко отнести к стилю ар-деко, поклонники предпочитают современный термин – «стиль Лалика».
Я никогда не слышал, чтобы термин «отец ар-деко» применялся убедительно. Безусловно, сложность и абсолютная долговечность того, что мы приняли как движение ар-деко, серьёзно ослабляют аргументы в пользу одного прародителя. Тест на отцовство отсеивает большинство распространённых кандидатов: Эрте (невольно получившего этот титул от ловкого торговца, «заново открывшего» его сорок лет назад) правильнее было бы назвать отцом возрождения ар-деко, Поля Пуаре (скорее дядюшки в швейном бизнесе), Эмиля-Жака Рульмана (слишком шикарного и немного опоздавшего на вечеринку), Пьера Шаро (слишком шикарного и даже не появившегося на вечеринке) и Поля Ириба (тёмная лошадка с множеством потомков, но вряд ли принявшего семью, даже если бы тест оказался положительным).
Одно имя, редко удостаивающееся этой сомнительной награды, возможно, заслуживает её больше, чем кто-либо другой: Рене Лалик. Лалик начал свою карьеру в импрессионистском, японском Париже, о котором сегодня мы можем только мечтать. Мне нравится представлять его фигурой на заднем плане знаменитой картины Гюстава Кайботта «Парижская улица. Дождливый день» , написанной в 1877 году, когда Лалику было семнадцать, и он начал своё ученичество в ювелирном магазине неподалёку. «Нет ничего более возвышенного», — сказал Виктор Гюго. Именно здесь семена ар-деко были посеяны в глубокую и богатую культурную почву, что обеспечило его рост и плодотворные плоды поколение спустя. Ни один из отцов-основателей этого движения не мог обойти стороной это время и место, ставшие эпохой становления.
В годы, известные как «Прекрасная эпоха», Лалик превратился в самого успешного и модного ювелира мира, что подтвердилось его впечатляющими экспонатами на Парижской Всемирной выставке 1900 года. Гран-Пале никогда не видел столь элегантных украшений. «Но где же ар-деко?» — спросите вы. Он там, глубоко укоренённый в фундаментальных принципах раннего творчества Рене Лалика.
Взгляните на рисунки, и вы найдете семена: скрупулезная геометрия, флора и фауна, выбранные за их элегантные, симметричные формы, великолепно сбалансированные цвета и сопоставление материалов, редко встречающееся со времен Возрождения. Мы все слышали, как ар-деко эволюционировал из ар-нуво и органический дизайн стал геометрическим, но это грубо упрощенная и преувеличенная перспектива. Однако замечательный рисунок ниже, примерно 1908 года, показывает этот переход на протяжении нескольких сантиметров пергаментной бумаги BFK Rives и, возможно, нескольких минут; стиль Лалика развивается от органического натурализма к геометрической стилизации. Представьте, как он работает с лепестками астры, вероятно, стоящей перед ним в вазе. Мы видим его в двух состояниях, старом и новом, нуво и деко.
Все прогрессивные художники находятся в постоянном переходном состоянии, но этот рисунок запечатлел решающий момент, до того, как «Русские балеты» потрясли Париж, и по крайней мере за пять лет до того, как Поль Ириб спас розу от жертвоприношения на алтаре машины (1).

1. Графин для вина и пара бокалов Strasbourg, около 1928 г.Столовое стекло, часто в стиле высокого ар-деко, было неотъемлемой частью коммерческой империи Лалика в конце 1920-х годов, в годы Великой депрессии. 2. Замечательный рисунок флакона для духов Aster, около 1908 г. Стиль Лалика в переходном состоянии, изображенный на протяжении нескольких сантиметров и, возможно, нескольких минут, между натуралистичным и геометрически стилизованным дизайном. 3. Презентация металлического футляра для духов от Люсьена Лелонга, вдохновленных панорамой Нью-Йорка и ориентированных на американский рынок, около 1932 года.
Ход Первой мировой войны сыграл решающую роль в развитии ар-деко, особенно быстрое распространение новых европейских культурных идеалов, пришедших с наступлением мира. В течение двух лет после перемирия Лалик открыл новую фабрику в Эльзасе (территории, которая после войны снова вошла во Францию), оснащенную передовым оборудованием для выдувки, литья и обработки горячего и холодного стекла. Большая часть фабрики работает и по сей день.
Стекло Lalique межвоенного периода можно отнести к ар-деко просто по его функциональности. Проникновение элегантности в повседневную жизнь, проявившееся в современных формах путешествий, одежды, макияжа и манере поведения, породило новые требования потребителей, которые Lalique удовлетворял со стилем. Аксессуары для туалетных столиков – от ручных зеркал и шкатулок для безделушек до пульверизаторов, парфюмерных курильниц и флаконов – были разработаны для того, чтобы нести их с собой в эпоху путешествий, снабжая элегантного путешественника всем необходимым. Художники-декораторы использовали панели и светильники Lalique в самых разных элегантных интерьерах, включая роскошные железнодорожные вагоны и океанские лайнеры. Множество стеклянных автомобильных талисманов освещали крышку радиатора автомобиля, мчащегося в оптимистичное будущее. После поездки можно было насладиться всем необходимым для коктейля: бокалами и графинами, палочками для коктейлей с шампанским, пепельницами и курительными принадлежностями, даже коктейльные бары и столики были разработаны и изготовлены на фабрике Lalique. Архитектурное стекло и освещение не имели себе равных по качеству дизайна и исполнения.

Автомобильный маскот Рене Лалика "Victoire", ок. 1928 г.
На ярмарках 1900 и 1925 годов присутствовало лишь несколько дизайнеров, и ни один из них не пользовался таким же успехом и признанием, как Рене Лалик. В 1925 году миллионы посетителей, вошедших через главные ворота Эдгара Брандта, La Porte d'Honneur, увидели выдающийся «Источники Франции» Лалика – 15-метровый фонтан из подсвеченного стекла, самое восхитительное и элегантное произведение инженерного искусства на всей территории. Его работы были представлены в архитектуре и интерьерах по всей ярмарке, включая два павильона под названием R. Lalique et Compagnie.

Фонтан «Источники Франции» на Парижской выставке 1925 года
Выставка принесла Lalique большой коммерческий успех, в частности, выход на рынок США, что позволило компании занять прочные позиции до начала Великой депрессии. Многие из экспонатов 1925 года представляли собой вазы, изготовленные либо методом выдувания в горячие металлические формы, либо методом выдавливания расплавленного стекла с помощью вертикального пресса – одной из многочисленных инновационных технологий, разработанных и запатентованных Lalique. Производство неуклонно снижалось в течение 1930-х годов и замедлилось во время немецкой оккупации и военных лет, но продолжалось на эльзасской фабрике до смерти Рене Лалика в 1945 году, через три дня после официального окончания Второй мировой войны.
Послевоенные годы были трудными. Восстановление началось при сыне Рене Лалика, Марке (1900–1977), с упором на расширяющийся рынок США и опорой на флаконы и аксессуары для духов Nina Ricci, производимые под руководством делового партнера Марка, Роберта Риччи. Элегантный стиль ар-деко
В современной линейке продукции практически отсутствовала чувствительность, которая сохранялась до недавнего времени, хотя компания продолжала выпускать несколько старых моделей вплоть до 1990-х годов, включая несколько автомобильных талисманов (предлагавшихся в качестве пресс-папье), необычные настольные аксессуары, такие как промокашки и ножи для писем, а также большое количество пепельниц. После смерти Марка в 1977 году бразды правления перешли к его дочери Мари-Клод (1935–2003), чей стиль больше напоминал стиль ар-нуво. В духе художественной свободы 1970-х годов любые следы ар-деко исчезли из новых коллекций.
В 2008 году компания Lalique вступила в оптимистичную главу с ее приобретением Сильвио Денцем, швейцарским предпринимателем в парфюмерной промышленности, который восхищался и коллекционировал флаконы для духов Рене Лалика. Его коллекция, лучшая в мире, сейчас выставлена в Музее Лалика в Винген-сюр-Модер, открытом в 2011 году и расположенном в нескольких минутах от фабрики Lalique. Вместе с соседним Maison Lalique, Villa Lalique, бутик-отелем и рестораном, переоборудованным из бывшей резиденции Рене Лалика, музей привлек новое внимание к искусству Лалика и успешно возродил интерес к привлекательности ар-деко его работ 1920-х годов. Под руководством Денца Lalique вновь представила несколько классических моделей ваз, включая Languedoc и Serpent . Кроме того, компания предлагает несколько дизайнов ваз без прямой ссылки на этот период, но с явным влиянием ар-деко. Однако самое яркое возрождение ар-деко в Lalique произошло в архитектурном дизайне, который компания называет «искусством жизни» . Здесь представлены гарнитуры мебели для гостиных и спален, стеклянные панели и ширмы, дверная фурнитура, всевозможные осветительные приборы и даже фонтаны с подсветкой, а также автомобильные талисманы, флаконы для духов и стеклянные столы, изначально созданные Рене Лаликом, некоторые из которых представлены в новой цветовой гамме и размерах. Сложно предсказать, как будет развиваться компания в дальнейшем, но я надеюсь, что несколько образцов ар-деко, которые пользуются неизменной популярностью, сохранятся и сохранят наследие Рене Лалика для будущих поколений.

Ваза «Лангедок» работы Лалика, около 2012 года. Эта современная версия практически идентична оригинальной версии 1929 года, отличаясь только типом стекла и весом.
Об авторе:
Николас Доус — специалист по декоративно-прикладному искусству и ведущий эксперт по творчеству Рене Лалика. Он имеет сорокалетний опыт работы дилером Лалика, аукционистом и руководителем отделов на аукционах Phillips, Sotheby's и Heritage Auctions в Нью-Йорке. Автор четырёх работ по декоративно-прикладному искусству и множества статей, он читает лекции и преподавал в нескольких университетах. В 1989 году он был куратором выставки «Lalique: век стекла для современного мира» . Многим он знаком как постоянный оценщик Antiques Roadshow на канале PBS.
Все фото: Heritage Auctions
примечания:
(1) Поль Ириб, протеже Поля Пуаре и основоположник движения ар-деко, известен своими работами для Жанны Ланвен, а позднее – как любовник Коко Шанель. Его стилизованная роза, предвестница многих направлений ар-деко, появилась на иллюстрации около 1912 года. Он предостерегал от «принесения розы в жертву машине», предостерегая от чрезмерной геометрической стилизации.
Статья первоначально опубликована в журнале Art Deco New York , том 3, выпуск 1, весна 2018 г. Посмотреть цифровую версию полного журнала можно здесь . (стр 15)
