Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Рене Лалик: отец ар-деко?

25 ноября 2025
Николас Доус

Рене Лалик (1860–1945) наиболее известен тысячами работ по стеклу, но он был мастером в двух сферах. Первая – ювелирная, работа, в основном в период Прекрасной эпохи, продолжалась до начала пятидесятилетнего возраста. Хотя многие его поздние работы в стекле легко отнести к стилю ар-деко, поклонники предпочитают современный термин – «стиль Лалика»

Я никогда не слышал, чтобы термин «отец ар-деко» применялся убедительно. Безусловно, сложность и абсолютная долговечность того, что мы приняли как движение ар-деко, серьёзно ослабляют аргументы в пользу одного прародителя. Тест на отцовство отсеивает большинство распространённых кандидатов: Эрте (невольно получившего этот титул от ловкого торговца, «заново открывшего» его сорок лет назад) правильнее было бы назвать отцом возрождения ар-деко, Поля Пуаре (скорее дядюшки в швейном бизнесе), Эмиля-Жака Рульмана (слишком шикарного и немного опоздавшего на вечеринку), Пьера Шаро (слишком шикарного и даже не появившегося на вечеринке) и Поля Ириба (тёмная лошадка с множеством потомков, но вряд ли принявшего семью, даже если бы тест оказался положительным).

Одно имя, редко удостаивающееся этой сомнительной награды, возможно, заслуживает её больше, чем кто-либо другой: Рене Лалик. Лалик начал свою карьеру в импрессионистском, японском Париже, о котором сегодня мы можем только мечтать. Мне нравится представлять его фигурой на заднем плане знаменитой картины Гюстава Кайботта «Парижская улица. Дождливый день» , написанной в 1877 году, когда Лалику было семнадцать, и он начал своё ученичество в ювелирном магазине неподалёку. «Нет ничего более возвышенного», — сказал Виктор Гюго. Именно здесь семена ар-деко были посеяны в глубокую и богатую культурную почву, что обеспечило его рост и плодотворные плоды поколение спустя. Ни один из отцов-основателей этого движения не мог обойти стороной это время и место, ставшие эпохой становления.

​В годы, известные как «Прекрасная эпоха», Лалик превратился в самого успешного и модного ювелира мира, что подтвердилось его впечатляющими экспонатами на Парижской Всемирной выставке 1900 года. Гран-Пале никогда не видел столь элегантных украшений. «Но где же ар-деко?» — спросите вы. Он там, глубоко укоренённый в фундаментальных принципах раннего творчества Рене Лалика.

Взгляните на рисунки, и вы найдете семена: скрупулезная геометрия, флора и фауна, выбранные за их элегантные, симметричные формы, великолепно сбалансированные цвета и сопоставление материалов, редко встречающееся со времен Возрождения. Мы все слышали, как ар-деко эволюционировал из ар-нуво и органический дизайн стал геометрическим, но это грубо упрощенная и преувеличенная перспектива. Однако замечательный рисунок ниже, примерно 1908 года, показывает этот переход на протяжении нескольких сантиметров пергаментной бумаги BFK Rives и, возможно, нескольких минут; стиль Лалика развивается от органического натурализма к геометрической стилизации. Представьте, как он работает с лепестками астры, вероятно, стоящей перед ним в вазе. Мы видим его в двух состояниях, старом и новом, нуво и деко.

Все прогрессивные художники находятся в постоянном переходном состоянии, но этот рисунок запечатлел решающий момент, до того, как «Русские балеты» потрясли Париж, и по крайней мере за пять лет до того, как Поль Ириб спас розу от жертвоприношения на алтаре машины (1). 

1. Графин для вина и пара бокалов Strasbourg, около 1928 г.Столовое стекло, часто в стиле высокого ар-деко, было неотъемлемой частью коммерческой империи Лалика в конце 1920-х годов, в годы Великой депрессии. 2. Замечательный рисунок флакона для духов Aster, около 1908 г. Стиль Лалика в переходном состоянии, изображенный на протяжении нескольких сантиметров и, возможно, нескольких минут, между натуралистичным и геометрически стилизованным дизайном. 3. Презентация металлического футляра для духов от Люсьена Лелонга, вдохновленных панорамой Нью-Йорка и ориентированных на американский рынок, около 1932 года.

Ход Первой мировой войны сыграл решающую роль в развитии ар-деко, особенно быстрое распространение новых европейских культурных идеалов, пришедших с наступлением мира. В течение двух лет после перемирия Лалик открыл новую фабрику в Эльзасе (территории, которая после войны снова вошла во Францию), оснащенную передовым оборудованием для выдувки, литья и обработки горячего и холодного стекла. Большая часть фабрики работает и по сей день.

Стекло Lalique межвоенного периода можно отнести к ар-деко просто по его функциональности. Проникновение элегантности в повседневную жизнь, проявившееся в современных формах путешествий, одежды, макияжа и манере поведения, породило новые требования потребителей, которые Lalique удовлетворял со стилем. Аксессуары для туалетных столиков – от ручных зеркал и шкатулок для безделушек до пульверизаторов, парфюмерных курильниц и флаконов – были разработаны для того, чтобы нести их с собой в эпоху путешествий, снабжая элегантного путешественника всем необходимым. Художники-декораторы использовали панели и светильники Lalique в самых разных элегантных интерьерах, включая роскошные железнодорожные вагоны и океанские лайнеры. Множество стеклянных автомобильных талисманов освещали крышку радиатора автомобиля, мчащегося в оптимистичное будущее. После поездки можно было насладиться всем необходимым для коктейля: бокалами и графинами, палочками для коктейлей с шампанским, пепельницами и курительными принадлежностями, даже коктейльные бары и столики были разработаны и изготовлены на фабрике Lalique. Архитектурное стекло и освещение не имели себе равных по качеству дизайна и исполнения.

Автомобильный маскот Рене Лалика "Victoire", ок. 1928 г.

На ярмарках 1900 и 1925 годов присутствовало лишь несколько дизайнеров, и ни один из них не пользовался таким же успехом и признанием, как Рене Лалик. В 1925 году миллионы посетителей, вошедших через главные ворота Эдгара Брандта, La Porte d'Honneur, увидели выдающийся «Источники Франции» Лалика – 15-метровый фонтан из подсвеченного стекла, самое восхитительное и элегантное произведение инженерного искусства на всей территории. Его работы были представлены в архитектуре и интерьерах по всей ярмарке, включая два павильона под названием R. Lalique et Compagnie.

7. Фонтан Источники де Франс в Паре

Фонтан «Источники Франции» на Парижской выставке 1925 года

Выставка принесла Lalique большой коммерческий успех, в частности, выход на рынок США, что позволило компании занять прочные позиции до начала Великой депрессии. Многие из экспонатов 1925 года представляли собой вазы, изготовленные либо методом выдувания в горячие металлические формы, либо методом выдавливания расплавленного стекла с помощью вертикального пресса – одной из многочисленных инновационных технологий, разработанных и запатентованных Lalique. Производство неуклонно снижалось в течение 1930-х годов и замедлилось во время немецкой оккупации и военных лет, но продолжалось на эльзасской фабрике до смерти Рене Лалика в 1945 году, через три дня после официального окончания Второй мировой войны.

Послевоенные годы были трудными. Восстановление началось при сыне Рене Лалика, Марке (1900–1977), с упором на расширяющийся рынок США и опорой на флаконы и аксессуары для духов Nina Ricci, производимые под руководством делового партнера Марка, Роберта Риччи. Элегантный стиль ар-деко

В современной линейке продукции практически отсутствовала чувствительность, которая сохранялась до недавнего времени, хотя компания продолжала выпускать несколько старых моделей вплоть до 1990-х годов, включая несколько автомобильных талисманов (предлагавшихся в качестве пресс-папье), необычные настольные аксессуары, такие как промокашки и ножи для писем, а также большое количество пепельниц. После смерти Марка в 1977 году бразды правления перешли к его дочери Мари-Клод (1935–2003), чей стиль больше напоминал стиль ар-нуво. В духе художественной свободы 1970-х годов любые следы ар-деко исчезли из новых коллекций.

В 2008 году компания Lalique вступила в оптимистичную главу с ее приобретением Сильвио Денцем, швейцарским предпринимателем в парфюмерной промышленности, который восхищался и коллекционировал флаконы для духов Рене Лалика. Его коллекция, лучшая в мире, сейчас выставлена ​​в Музее Лалика в Винген-сюр-Модер, открытом в 2011 году и расположенном в нескольких минутах от фабрики Lalique. Вместе с соседним Maison Lalique, Villa Lalique, бутик-отелем и рестораном, переоборудованным из бывшей резиденции Рене Лалика, музей привлек новое внимание к искусству Лалика и успешно возродил интерес к привлекательности ар-деко его работ 1920-х годов. Под руководством Денца Lalique вновь представила несколько классических моделей ваз, включая Languedoc и Serpent . Кроме того, компания предлагает несколько дизайнов ваз без прямой ссылки на этот период, но с явным влиянием ар-деко. Однако самое яркое возрождение ар-деко в Lalique произошло в архитектурном дизайне, который компания называет «искусством жизни» . Здесь представлены гарнитуры мебели для гостиных и спален, стеклянные панели и ширмы, дверная фурнитура, всевозможные осветительные приборы и даже фонтаны с подсветкой, а также автомобильные талисманы, флаконы для духов и стеклянные столы, изначально созданные Рене Лаликом, некоторые из которых представлены в новой цветовой гамме и размерах. Сложно предсказать, как будет развиваться компания в дальнейшем, но я надеюсь, что несколько образцов ар-деко, которые пользуются неизменной популярностью, сохранятся и сохранят наследие Рене Лалика для будущих поколений.

 

 

6. Ваза «Лангедок», работа Лалика, ок. 2012.

Ваза «Лангедок» работы Лалика, около 2012 года. Эта современная версия практически идентична оригинальной версии 1929 года, отличаясь только типом стекла и весом. 

Об авторе:

Николас Доус — специалист по декоративно-прикладному искусству и ведущий эксперт по творчеству Рене Лалика. Он имеет сорокалетний опыт работы дилером Лалика, аукционистом и руководителем отделов на аукционах Phillips, Sotheby's и Heritage Auctions в Нью-Йорке. Автор четырёх работ по декоративно-прикладному искусству и множества статей, он читает лекции и преподавал в нескольких университетах. В 1989 году он был куратором выставки «Lalique: век стекла для современного мира» . Многим он знаком как постоянный оценщик Antiques Roadshow на канале PBS.

Все фото: Heritage Auctions

​примечания:

(1) Поль Ириб, протеже Поля Пуаре и основоположник движения ар-деко, известен своими работами для Жанны Ланвен, а позднее – как любовник Коко Шанель. Его стилизованная роза, предвестница многих направлений ар-деко, появилась на иллюстрации около 1912 года. Он предостерегал от «принесения розы в жертву машине», предостерегая от чрезмерной геометрической стилизации.

​Статья первоначально опубликована в  журнале Art Deco New York  , том 3, выпуск 1, весна 2018 г. Посмотреть цифровую версию полного журнала можно  здесь . (стр 15)

Источник: artdeco.org/
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом