''Авторы:
Валентин Скурлов (Санкт-Петербург)
Татьяна Фаберже (Женева)
Наталья Сапфирова (Киев)''
Читателю предлагается новая книга "Карл Фаберже и Иосиф Маршак", вышедшая 14-го декабря, в день рождения одного из авторов - герольдмейстера Мемориального Фонда К. Фаберже,
полного кавалера «Ордена Карла Фаберже», кандидата искусствоведения Валентина Васильевича Скурлова:
По роду своей деятельности, начиная с 1985 г., мне неоднократно приходилось посещать
украинские ювелирные заводы, в том числе Киевский и Одесский. Осенью 1988 года я приехал
в Одессу в поисках материла по Одесскому отделению фирмы Фаберже. Поскольку в Ленинграде я уже занимался краеведением, то нашел родственные души в отделе краеведения в Центральной городской Библиотеке им. М. Горького. Меня пригласили на заседание аналогичного
Клуба краеведов Одессы, где я доложил про Фаберже и его одесском магазине. С этого все и
началось. В марте–сентябре следующего 1989 года в Ленинграде состоялась великое, как я потом понял, событие: в Елагиноостровском дворце-музее прошла первая в СССР выставка «Карл
Фаберже — великий ювелир». Я работал на выставке экскурсоводом и директор Музея кандидат искусствоведения В.В. Мухин предложил мне участвовать в Сборнике-каталоге Выставки. Тему
я выбрал про Одесское отделение фирмы Фаберже, поскольку в Одесском государственном
историческом архиве нашел материалы по деятельности Фаберже в Южной Пальмире.
Газета
«Вечерняя Одесса» опубликовала мою статью, и месяца через два я получил удивительное письмо от внука мастера-ювелира Семенова, который в начале прошлого века выехал из Москвы в
Одессу и открыл процветающую мастерскую. Внук оказался непростой — профессор Одесского
института инженеров морского транспорта, 1928 г.р. Он любезно прислал мне фотографию, на
которой ювелир Семенов был изображен вместе с сыном, отцом профессора. Дед-ювелир умер
в 1918 г. Профессор с ностальгией рассказывал мне, какая замечательная квартира была у юве
лира в Одессе, на счете в банке лежало 40 000 руб. Странно это было слышать от профессора престижного ВУЗа, наверняка члена партии.
Во время тех же визитов на Украину в конце 1980-х я посетил Музей драгоценностей в
Киево-Печерской лавре и узнал, что там есть изделия Маршака и Фаберже. Я познакомился с научным сотрудником Жанной Гайковной Арустамян, которая стала первой заниматься историей ювелира Иосифа Маршака. В 2001 г. после моей лекции в Киево-Печерской лавре ко мне
подошел ювелир Андрей Ласкавый, который рассказал, что занимается историей Маршака и
подготовил к переизданию Прейскурант фирмы Маршака, за что Андрею «честь и хвала».
Когда я начал заниматься изучением жизни и творчества Карла Фаберже (1985 год), то есте
ственно, изучал и контекст эпохи, конкурентов, соперников и партнеров великого ювелира.
У каждого персонажа общероссийского ювелирного рынка была своя специализация, свое лицо, свое поле деятельности. На территории Малороссии доминировал ювелир Маршак. Чем больше
я изучал литературу и архивы, тем больше мне раскрывалась замечательная фигура Иосифа Абрамовича. В Государственной Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (сейчас Российская Национальная Библиотека) обнаружил Прейскуранты и рекламные брошюры Иоси
фа Маршака.
Удивило совпадение этих Прейскурантов фирмы Фаберже и Маршака. Киевского ювелира,
судя по текстам его брошюр, явно можно было назвать «младшим братом Фаберже». Поскольку я
занимался ассортиментом, то это совпадение двух фирм было достаточно явным. Однако меня
удивило, почему про Маршака так мало знают, ведь фирма была не из маленьких. В фонде
акад. А.Е. Ферсмана в Архиве Академии наук в 1989 г. я нашел материалы главного мастера
фирмы Фаберже Франца Бирбаума, где тот с одобрением отзывался о творчестве великого гравера, чеканщика и ювелира-художника Израиля Рухомовского. Я уже знал, что Рухомовский
какое-то время работал в Киеве у Маршака. Нам неизвестны пока личные встречи Карла Фаберже и Иосифа Маршака, но их было не избежать, они наверняка были. Например, во время
Всемирной выставки в Париже в 1900 году или в 1916 году, когда Карл Фаберже приезжал в
Киев вручать императрице Марии Федоровне императорское пасхальное яйцо. Достоверно известно, что Евгений Фаберже проживал в гостиницах Киева, Одессы и Харькова.
В декабре 1992 года, по приглашению Татьяны Фаберже, я приехал к ней в Верзонне под Женевой, для работы в ее архиве. Изучая записные книжки Евгения Карловича Фаберже периода
1931–1960 гг., встретил фамилии братьев Маршак, Леона Гринберга, бывших мастеров Одесского отделения Фаберже Другова и Никулина. Татьяна Фаберже на мои вопросы отвечала, что
знала Александра Маршака и в 1950 году даже работала два месяца в ювелирном магазине Маршака в Париже: «Меня взяли в качестве художницы, но мне было неинтересно рисовать чужие
идеи, хотелось учиться и самой придумывать. Я знала, что братья Маршаки и Лев Гринберг —
это друзья дяди Жени (Евгения Фаберже — В.С.), но не придавала этому большого значения».
После того, как в 2011 году куратором программы «Украина и Фаберже» Международного
Фонда Фаберже стала независимый исследователь из Киева Наталья Сапфирова, дело изучения
творческого наследия и жизни выдающего украинского ювелира Иосифа Маршака было постав-
лено на научную основу. По материалам аукционной торговли было найдено значительное количество изделий фирмы Маршака, гораздо больше, чем продукции Одесского и Киевского отде-
лений фирмы Фаберже. Вот почему предлагаемое иллюстрированное издание содержит гораздо
больше информации про Маршака, чем о Фаберже. В принципе, это объективно. Ведь у Фаберже
на Украине работало не более 50 человек, в двух отделениях, а у Маршака — более 120 работников. Изучение творчества Маршака только началось, нам еще предстоят «чудные открытия» и это
вдохновляет. Как сказал поэт Гете: «Лучшее, что нам дает история — это вдохновение».