Будет выставлено двести экспонатов от греческой античности до 19 века, представляющих непрерывную панораму техник и стилей. Парижский арт-дилер, специализирующийся на первобытном и средневековом искусстве, Ги Ладриер десятилетиями собирал эти предметы: «Существует фундаментальная связь искусства глиптики с моей сферой деятельности: скульптурой. Это техника, отличная от резьбы по мрамору или дереву, но это всегда творческая борьба, преображающая материал».
Выставка организована по темам, в основном хронологическим, а иногда иконографическим (греческий и римский Египет, имперские портреты, геммы Средневековья, Ренессанса и т. д.). Представлены два экскурса: один по камням и технике, где собраны необработанные и гравированные камни, другой посвящен истории вкуса к этим камням и их изучению через иллюстрированные книги XVII веков . Курирование осуществляется Филиппом Мальгуиром, историком искусства и главным куратором наследия в Отделе произведений искусства Лувра с 1997 года.
На пересечении истории искусства, геммологии и истории техники глиптики, эта выставка предлагает всем зрителям возможность открыть для себя эти три дисциплины, связанные с ювелирным искусством.
Некоторые экспонаты выставки. Фото © Бенджамин Челли:
Автрство приписывается Диоскориду, I век н.э. Рубиновая инталия, излюражающая Императора Августа. Это одно из самых необычных из представленных работ в коллекции. Полупрозрачный бирманский рубин весов в 15 карат в форме полубоба - неправильного овального кабашона розовато-красного цвета с глубокой гравировкой на плоской его части с профилем первого римского императора. "Он был чрезвычайно красив и грациозен на протяжении всей своей жизни" , писал Светоний в "Жизни двенадцати цезарей"... Удивительно то, что на этой инталии Август изображен вразрез с канонами греческого идеала: его лицо отмечено морщинами носогубной склаадки и горбинкой носа. От этого профила исходит впечатление торжественности и величия. В настоящее время считается практически доказанным, что глиптик, создавший инталию, был греческим современником императора по имени Диоскорид, живший в Риме в первом веке н.э. и имя его фигурирует в пантеоне самых известных мастеров своего времени. Вполне возможно, что эта инталия служила печатью Августа, о которой говорится у Светония: "это последняя печать была той, которую продолжали использовать его приемники".
Сицилия, 13 век. Геракл, убивающий льва. Камея, сардоникс
Византия, около 1000 г. Двусторонняя камея из гематита в современной золотой оправе, изображающая Христос и Деву Марию
Египет, II век до н.э. Камея из сардоникса в современной оправе с изображением Клеопатры I
Персия, 6-4 век до н.э. голова льва, элемент инкрустации, халцедон
Франция, 16 век. Благовещение. Двусторонняя камея из сардоникса в виде золотой подвески
Франция, 17 век, Анна Австрийская. Камея из сардоникса в золотой подвеске и жемчуга
Италия, 16 век. Геракл. Камея из сардоникса, оправа из позолоченной бронзы
Италия, 18 век. Профиль Марка Випсания Агриппы. Аметистовая инталия в золотом кольце
Италия, конец 15 века. Охота на кабана. Камея, сардоникс
3-2 век до н.э. нашей эры. На сердоликовой инталии изображен Александр Македонский в виде Зевса-Аммона
Маттео дель Нассаро. Камея из сардоникса с изображением Франциска I в современной золотой оправе
Якопо да Треццо (1515-1589). Носорог , или "Чудо Лиссабона". Камея, сардоникс. В основу этой камеи взято описание носорога, которого правитель Гуджарата султан Музафар II подарил губернатору португальской Индии, который в свою очередь отправил носорога в Лиссабон королю Мануэлю I весной 1515 года. Это тот самый носорог, которого изобразил Дюрер в своей знаменитой гравюре.
Вот как описывает присланного в подарок носорога немецкий печатник Валентин Фердинанд, живший в Португалии:
«В 1515 году 1 мая нашему королю Португалии в Лиссабон было доставлено животное из Индии, называемое носорогом. Поскольку это диковинка, я решил отправить вам его изображение. Цветом он похож на жабу, покрыт толстой чешуёй и хорошо защищён, по размеру равен слону, но ниже. Этот зверь – смертельный враг слона. Спереди на носу у него крепкий острый рог, и когда он приближается к слону, сначала точит рог о камни, и бежит на слона, просовывая свою голову между его передними ногами, и вспарывает ему брюхо, и тот не может защититься. Поэтому слон боится носорога, он хорошо вооружён, очень хитёр и бдителен. Животное называют носорогом на греческом и латыни, а в Индии – гомда».
Милан, конец 16 века. Агатовая камея с изображением Елизаветы I
Рим, начало III века н.э. Юпитер. Камея из сардоникса на золотой шкатулке работы Габриэля Мореля
Римская империя, 1-2 века нашей эры. Канопа (каменный сосуд, использующийся при погребении) с изображением бога Осириса. Халцедон, оправа 17 века из позолоченного серебра.
Париж, 14 век, Камея из сардоникса с изображением Распятия, оправленная в современное золотое кольцо
Рим, IV век н. э. Император Константин II (327-340). Бирюза
Антонио Канове, Рим, 19 век. Изображение Тесея и кентавра. Камея, сардоникс
Рим, 19 век. Изображение Антонии Младшей в роли Юноны. Камея, сардоникс
XVI век, Изображение Геркулеса, камея, сардоникс, бронзовая оправа
Подробности о выставке на сайте lecolevancleefarpels.com