Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Фестиваль маргинального искусства во Всероссийском музее декоративного искусства

7 июля 2022
Редакция

Цель проекта — исследование культуры повседневности: арт-среды и декоративные предметы «домашнего производства», творчество аутсайдеров, наивная поэзия.
По ходу экспозиционного повествования зритель сможет открыть для себя три стратегии представления подобных артефактов.

Первая — это коллекция «необычных вещей» Александра Петлюры, одного из главных специалистов по материальной культуре современности Новейшего времени. Петлюра создает различные комбинации с найденными предметами, будь то дембельский китель или персонаж мультфильма из пробок от бутылок, привнося новые смыслы в эти взаимодействия. Вне выставки их художественная ценность утрачивается, предметы возвращаются в коллекцию диковинок.
Эти поделки — несомненный акт творчества, занятие на досуге. Александр так характеризует свою коллекцию: «Это наив, не промышленное, не прошедшее комиссию. Очень резкие или какие-то глупые вещи.  Когда художники сейчас обращаются к мусору и делают из него что-нибудь — это тоже здорово, но это другое, уже напоказ. А это — для себя абсолютно. Для родных...»

 

Собачка из синтетических отходов. Высота 18 см. Предположительно конец 1970-х. Из коллекции Александра Петлюры

 

Женская сумка из пластикового шпагата. Из коллекции Александра Петлюры

Авторские платья (Надя Весёлая), 1990-е годы. Из коллекции Александра Петлюры


Владимир Архипов, второй художник проекта, по-другому взаимодействует со своей коллекцией. Он ищет и показывает авторский рэди-мэйд: найденные им плоды инженерного народного гения, перемещенные в выставочное пространство, начинают работать как «изощренные арт-объекты». Для Владимира принципиально объединять в названии изначальную функцию утилитарного предмета и имя его создателя. «В основе всей моей истории, конечно же, лежит моё сильное художественное впечатление от увиденного и желание поделиться им со зрителем. Я показываю не свои, а чужие объекты — самодельные функциональные вещи, которым не хватает только рефлексии для того, чтобы быть произведениями искусства. Не авторская, а зрительская рефлексия делает их достойными любого музея: авторы этих объектов, просто не знают, что каждый человек, по высказыванию Йозефа Бойса, — художник»/

Антенна комнатная Александра Николаевича Тарасова. Раменское, Московская область, 1980. Из коллекции Владимира Архипова

Ваза Александра Подгузова. Владимирская область, 1997. Из коллекции Владимира Архипова

Канистра Вячеслава Суранова. Коломна. 1970-е. Из коллекции Владимира Архипова

Тачка для глины Константина Никифоровича. Жуковский, Московская область, 1977.  Из коллекции Владимира Архипова

Фильтр для пруда Леонида Ивановича Петухова. Московская область, 2012. Из коллекции Владимира Архипова

Летний душ Александра. Южное Бутово, Москва, Россия, 2001. Найден И. Кулик и С. Хачатуровым. Коллекция Владимира Архипова

 

Тележка для чебуреков Бориса Тихоновича Капустина. Москва, 1996 (район м. Университет)
Коллекция Владимира Архипова

 

Третий раздел экспозиции представляют работы победителей фотоконкурса «Русское маргинальное». Фотоконкурс состоял из трех крупных номинаций: «Предметы «домашнего производства»» и «Народные арт-среды». В фокусе конкурса была археология повседневности. Фотограф также, как и в первых двух случаях, является соавтором произведения в выставочном пространстве. Фиксируя то, как объекты существуют в их начальной среде, он невольно выступает их интерпретатором, потому представляется важным в комментарии к каждой работе сохранить имена и описания в том виде, в котором они были заявлены участниками фотоконкурса.

Выставка проходит в рамках проекта «Фестиваль маргинального искусства: эстетика бриколажа», в который входят активные программы в онлайн, выставки, живая дискуссия (паблик-ток), лекция и перформанс. Музей объединит усилия с другими культурными институциями для подготовки специальных проектов и образовательных событий в рамках проекта «Фестиваль маргинального искусства: эстетика бриколажа» на площадках Москвы (Всероссийский музей декоративного искусства) и Казани (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), где состоятся события параллельной программы.
Подробная информация о проекте «Фестиваль маргинального искусства: эстетика бриколажа» на сайте: https://marginal-fest.ru

Источник: Музей декоративного искусства
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом