Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

В Эрмитаже открылась выставка "Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жан-Франсуа Шампольоном"

28 октября
Редакция

В Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца 28 октября открылась выставка, экспонаты которой рассказывают о том, как египетское искусство было воспринято и понято европейцами. Большой раздел выставки посвящен египетскопу походу Наполеона. Эта кампания оказала большое влияние не только на геополитические, но и художественные процессы. В это время был опубликован монументальный труд "Описание Египта", в которм впервые были представлены важнейшие памятники Древнего Египта. По приказу Наполеона был открыт Институт Египта.

Египтомания значительно повлияла и на главный стиль наполеоновской империи – ампир. Особенно ярко это проявилось в прикладном искусстве: вершиной ампирной египтомании стал знаменитый Египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I в знак союзничества после заключения Тильзитского мира. На постоянной экспозиции Эрмитажа в Главном штабе можно увидеть некоторые предметы из этого сервиза, а на выставке «Египтомания» впервые будет показан роскошный ансамбль, предоставленный музеем-усадьбой «Кусково».

Часть выставки посвящена теме русской египтомании и влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга – самого «египетского» города России. Посетители смогут проследить эволюцию египетского стиля в Петербурге на примере нескольких десятков памятников архитектуры, запечатлённых на современных фотографиях. Их дополнят гравюры, рисунки и старинные снимки из собраний петербургских музеев. Многие из них предстанут перед публикой впервые.

«Эта выставка — о механизме диалога культур. Мы видим, как культура и история Древнего Египта становятся общечеловеческим достояниям, формируя некий образ, не во всем совпадающий со взглядом древних на самих себя», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

 В отличие от достаточно недолгих мод на восточную экзотику, египтомания невероятно продолжительна. Её корни уходят в античные Грецию и Рим, таким образом, элементы этого увлечения присутствуют в европейской культуре на всех этапах её истории. Другая причина популярности состоит в том, что египтомания – это явление универсальное, охватывающее различные стороны жизни: илософию и мистику, литературу, театр, кино, а также  архитектуру, изобразительные и ювелирное искусства. 

Блюдо «Переход через Красное море»
Вторая половина XVI века
Медь, эмаль
Государственный Эрмитаж

Андрей Воронихин
Ваза из яшмы
Около 1805 года
Яшма, бронза, мрамор
Государственный Эрмитаж

 

Настольные украшения, Императорская Петергофская гранильная фабрика, 1801-1806 гг. Автор проекта А.Н. Воронихин, Государственный Эрмитаж

Часы каминные в виде портика. Париж, 1790-е гг. Часоывой мастер Дессиль. Государственный музей-заповедник "Павловск"

Ожерелье и серьги с древнеегипетскими амулетами и скарабеями. Париж (?), вторая половина XIX в. Их Галереи драгоценностей Государственного Эрмитажа

Спичечница, Москва, фирма К. Фаберже, ок. 1890 г. Государственный музей-заповедник "Павловск"

Колье с изображением Осириса и Исиды. Фирма "Фредерик Бушерон", начало XX в. Государственный Эрмитаж

 

 

Авторы идеи выставки: Андрей Олегович Большаков, заведующий Сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа; Андрей Николаевич Николаев, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом Востока Государственного Эрмитажа.

 

Источник: Государственный Эрмитаж
Читайте также