фото:Павел Маркин
В Музее янтаря в Международный день музеев 18 мая открывается выставка по истории и технологии воссоздания Янтарной комнаты Екатерининского дворца из фондов музея и частных коллекций.
В мае 2023 года исполняется 20 лет со времени воссоздания Янтарной комнаты, которую можно назвать энциклопедией искусства художественной обработки янтаря. Сейчас она доступна для посещения в Екатерининском дворце Государственного музея-заповедника «Царское Село» в городе Пушкине под Санкт-Петербургом.
Выставка в Музее янтаря, представляющая историю и технологию воссоздания Янтарной комнаты, – благодарственное послание мастерам и тем специалистам, которые «вернули» миру утраченный в годы Второй мировой войны шедевр янтарного искусства.
Как говорил главный архитектор Екатерининского дворца, автор проекта воссоздания, Александр Кедринский в одном из интервью, Янтарная комната была восьмым чудом света, и, когда оригинал найдется, тогда станет ясно, что наши мастера также создали уникальное произведение декоративного искусства.
Сложнейшей задачей по воссозданию Комнаты с 1979 по 2003 год занимались ленинградские/петербургские мастера – скульпторы, живописцы, резчики по дереву, позолотчики, паркетчики. Но наибольшую трудность представляло восстановление янтарного декора.
Официальным началом работ можно считать октябрь 1981 года, когда в Специальном научно-производственном объединении «Реставратор» был организован участок по воссозданию янтарных панелей и флорентийских мозаик – специальная научно-производственная реставрационная мастерская №2. В его состав тогда вошли всего три специалиста: Александр Журавлев, Альберт Ванин и Александр Крылов. Художник Александр Журавлев был назначен его начальником.
В разные годы в мастерской по воссозданию Янтарной комнаты работали такие талантливые мастера, как Виктор Волков, Николай Петров, Владимир Домрачев, Виктор Жирнов, Вадим Гундаров, Леонид Воеводов и другие. Александр Крылов, руководитель практических работ по янтарю, оказался единственным, кто прошел весь путь – от самого первого дня до полного возрождения шедевра в 2003 году.
Стартовой площадкой, «лабораторией», где отрабатывались приемы художественной обработки янтаря, для мастеров стало сотрудничество с Калининградским областным музеем янтаря. Они занимались изготовлением копий и реконструкций предметов из собраний крупнейших музеев России.
Благодаря созданию таких предметов, например, как шахматы, зеркало в янтарной раме, кубок, ларец, кружка из Государственного Эрмитажа, размещенных теперь в постоянной экспозиции Музея янтаря, художникам удалось в короткие сроки освоить некоторые приемы обработки янтаря, существовавшие в XVI–XVIII столетиях и утраченные к XX веку: точение, профилирование, углубленная и рельефная резьба, гибка, колорирование, работа с фольгой, использование в изделиях способности янтаря быть линзой, консервация, конструирование. Накопленный при работе над заказами музея опыт стал основой, которая позволила поставить и решить казавшуюся невыполнимой задачу – воссоздать утраченную Янтарную комнату.
На выставке представлены предметы, посвященные технологическому процессу воссоздания, – образцы клея и дерева для крепления янтарных пластин, красителей для колорирования, фольги для прозрачных элементов. А также экспонируются фрагменты янтарных рам, сохранившиеся с того времени, когда шел процесс работы над Комнатой, и документы из архива Александра Журавлева.
В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, шедевр янтарного искусства был восстановлен.
Специалисты считают, что Янтарная комната – вершина художественной обработки янтаря, она изобилует разнообразными приемами мозаики, резьбы, инкрустации, колорирования и пр.
Значимой частью выставки являются копии четырех камей центральной рамы северной стены, картуш (декоративный элемент в виде щита) и розетки малого простенка, выполненные из янтаря художником Александром Крыловым в 2005 году. Архитектор по образованию, в 1980 году Александр Крылов начинает работать как реставратор янтарных изделий и становится активным участником масштабного процесса по воссозданию Янтарной комнаты – работает в должности бригадира мастеров в течение 24 лет.
На документальных черно-белых, а позднее – цветных, фотографиях Павла Маркина запечатлен процесс воссоздания Янтарной комнаты с 1987 по 2003 год. Павлу Маркину, работавшему фотокорреспондентом в нескольких ленинградских газетах, удалось своими глазами увидеть, как собирались первые янтарные панели, как тщательно вырезались отдельные детали, и, наконец, как проходило официальное открытие Комнаты для публики. Жемчужиной фотоколлекции являются кадры, запечатлевшие мастеров в моменты творческих раздумий, и их групповые фотографии.
Как писал в своей книге воспоминаний «Жизнь в янтарном свете» Александр Журавлев, воссоздание Янтарной комнаты стало «беспрецедентным результатом труда многих десятков людей, ряда крупных научно-исследовательских институтов и лабораторий, специалистов, искусствоведов самых значительных музеев России и ряда стран зарубежья, вкладом благотворителей и скромных тружеников».