Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Эрмитаж готовит выставку «Русский стиль в искусстве»

19 мая 2023
Государственный Эрмитаж

Блюдо. Проект А. Я Головина. Абрамцево. Художественно-гончарный завод. Мастер — П. К. Ваулин. Майолика, цветные глазури, 1899–1901 гг.

24 мая 2023 года в Малой церкви Зимнего дворца начинает работу выставка «"Русский стиль" в искусстве. От Николая I до Николая II». Экспозиция, посвящённая основным этапам развития «русского стиля» организована в Государственном Эрмитаже впервые.

В её составе более 100 экспонатов, среди которых живопись, графика, мебель, изделия из фарфора, стекла, металла, дерева, серебра, а также костюмы и ткани. Всё это является ярким примером одного из художественных направлений, которое условно называют псевдорусским, национально-романтическим или неорусским стилем.
«Выставка насыщена красотой и содержанием. Её глубинный смысл – рассказ о русификации русской культуры как части русификации Российской империи и реакции на культурный настрой эпохи Петра и Екатерины» – отмечает Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Чернильный прибор «Руслан и волшебная голова». Скульптор — Е. А. Лансере. Отливка — фабрика «Ф. Шопен», 1884 г.

Идеологической основой «русского стиля» стал известный постулат, введённый министром народного просвещения Сергеем Уваровым в 1833 году: «Православие, самодержавие, народность». Получив мощный импульс развития при Николае I, всячески поощрявшем освоение национального наследия, этот патриотический посыл нашёл своё логическое продолжение при всех последующих императорах, став основой внутренней политики государства. Однако манера интерпретации «русской темы» под влиянием различных социально-политических событий постепенно менялась. От произведений с фольклорной атрибутикой, типичной для эпохи историзма, художники начала XX века обратились к созданию обобщённых образов, овеянных национальной романтикой.

Наиболее ярко различные интерпретации «русского стиля» в искусстве демонстрируют такие знаковые произведения, как портрет фрейлины Софии Орловой-Денисовой в русском придворном платье (художник Пимен Орлов), картина «Милый гость издалека» (художник Оскар Фрейвирт-Лютцов), портрет мальчика Е. В. Терликова в косоворотке (художник Иван Кабанов), ваза с росписью «Русская красавица в сарафане» с оригинала картины Константина Маковского (Императорский фарфоровый завод), чернильный прибор «Руслан и волшебная голова» (фабрика Феликса Шопена), ларец-теремок, исполненный по рисунку Сергея Малютина, кресло «Дуга, топоры и рукавицы».
В двух центральных витринах на выставке представлены костюмы знаменитого бала 1903 года в Зимнем дворце. Событие было посвящено Московской Руси и времени правления царя Алексея Михайловича. На всех участниках этого грандиозного Оскар Фрейвирт-Лютцов. «Милый гость издалека». 1888 г.


П. Н. Орлов. Портрет фрейлины С. В. Орловой-Денисовой (?). 1835 г.
праздника были «русские костюмы XVII века», специально созданные для этого бала
выдающимися художниками и лучшими портными-модельерами.

Особое значение имеют экспонаты, связанные с празднованием 300-летия Дома Романовых: серебряное подносное блюдо работы «Фабрично-торгового товарищества преемников Н. В. Немирова-Колодкина и меню торжественного обеда 25 мая 1913 года в Кремлёвском дворце, организованного в честь юбилея династии Романовых и дня рождения императрицы Александры Федоровны.

В состав выставки вошли и экспонаты, связанные с именамивыдающихся архитекторов: Фёдора Солнцева, Андрея Штакеншнейдера, Ипполита Монигетти, Ивана Ропета, Николая Султанова, Николая Набокова. На экспозиции показаны образцы производства Императорского фарфорового и стеклянного заводов, фабрик Бюхтгера, Штанге, Бонафеде, Свирского, известных ювелирных предприятий Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, лаковых мастерских Лукутина и Вишнякова, предметы, изготовленные в художественных центрах Абрамцева, Талашкина, Троице-Сергиева и Павлова Посадов.
Тематическим продолжением выставки стал оформленный в духе национального романтизма зал № 175 Зимнего дворца (входит
в постоянную экспозицию «Художественное убранство русского интерьера XIX века»).


Куратор выставки и автор концепции – Наталья Гусева, заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения

Кувшин. Россия, Дятьковский хрустальный завод. По рисунку Е. М. Бём. Стекло, эмаль, 1890-е гг.

Оскар Фрейвирт-Лютцов. «Милый гость издалека». Дерево, масло, 1888 г.

 

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом