Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Музейный экспонат: нательный крест Galloway Hoard из собрания Национального музея Шотландии

4 июля 2023
Редакция

Клады эпохи викингов как правило известны большим количеством рубленого серебра, предметов, разрезанных и оцененных по весу в серебре. Целые объекты в этих серебряных кладах встречаются редко и  часто представляют собой коллекции материалов, предназначенных для тигля. Обнаружение хорошо сохранившегося нательного креста, расположенного рядом с вершиной Галлоуэйского клада, было первым признаком того, что это необычная находка.

Серебряный крест с золотыми деталями на плечах и спиральной цепью вокруг центра на черном фоне.

Нательный крест после консервации, на котором изображена неповрежденная серебряная цепочка, обмотанная вокруг креста в том виде, в котором она была найдена.

Нательные кресты носили на груди как проявление христианской веры. На этом сохранилась необычная цепочка из тонкой серебряной проволоки, обвитая вокруг креста и продетая через крепление подвески. 

Форма креста сразу напоминает изображения христианского креста в скульптуре. Это равноконечный греческий крест, модифицированный круглыми выемками, что является общей чертой раннесредневекового островного (нортумбрийского, гэльского и пиктского) художественных стилей. Оборотная сторона креста серебряная без украшений, а лицевая часть украшена несколькими материалами, требующими тщательной очистки и консервации.

Примерно треугольная плита желто-серого камня на черном фоне.  На нем вырезаны два простых креста, один над другим.

Крестовая плита с двумя резными крестами и центральной оправой из пещеры Святого Ниниана близ Уитхорна, X.IB 54

 

Высокая прямоугольная каменная плита с глубоко вырезанным крестом, занимающим большую часть ее поверхности.

Поперечная плита с изогнутыми выемками от Portmahomack, Easter Ross, X.1999.27.5

Рентгенография до консервации показала различные части креста и его орнамент. На изголовье прочное серебряное крепление с петлей удерживает подвесную цепочку. В центре большая серебряная заклепка когда-то крепила большую круглую бобышку. Его сняли до того, как крест был помещен в Галлоуэйский клад. Пятна более яркого белого цвета показывают более плотный материал, в данном случае золото, которое было нанесено в вырезанные углубления на серебряной поверхности. Он показал зеркальное отражение дизайна на левой и правой перекладинах.

Рентгеновское изображение креста серебристо-белого цвета на черном фоне.  Цепочка ярко-белая, с белыми пятнами на каждом конце.

Рентген креста. Более яркие участки более плотные, в том числе подвеска вверху и инкрустированные золотом символы евангелистов.

Священный объект

Микроскопический крупный план, показывающий рог и глаз существа, обведенные черным контуром, заполненные серебром и золотом с множеством крошечных царапин.

Микроскопическая деталь символа крылатого быка, показывающая наслоение материалов: серебряная основа, золотая накладка и вырезанные каналы для инкрустации чернью.

 

После очистки крест из Галлоуэйского клада оказался высшим образцом позднего англосаксонского художественного стиля, известного как стиль Тревиддл, названный в честь клада металлических изделий конца девятого века из Корнуолла. Для этого стиля характерны  животные и растительные мотивы. Блестящая серебряная поверхность была вырезана, а затем инкрустирована кусочками золота; после этого и серебро, и золото были инкрустированы чернью - пастой из серебра и сульфида меди. Золотые области использовались для выделения важных деталей, таких как крылья и ореолы фигур на крестовинах.

Несколько предметов из Галлоуэйского клада были выполнены в том же стиле, в том числе золотая булавка для птиц и серебряные броши-диски. Это использование фигуративного и натуралистического искусства отличается от в значительной степени абстрактного украшения «эпохи викингов» серебряных наручных колец, с которыми он был похоронен.

В каждом из перекрестий находятся символы четырех евангелистов:

Святой Матфей (внизу – фигура в ореоле)
Святой Марк (справа – крылатый лев)
Святой Лука (слева – крылатый вол)
Святой Иоанн (вверху – орел).

Части их тела, а в случае с Матфеем и его нимб, выделены золотом на черно-белом фоне. Все четыре символа евангелистов держат книгу, представляющую их Евангелие.

Каждый евангелист обрамлен медальоном, окруженным сложным узором из прорастающей листвы. Узкие изогнутые части рук заполнены плотным переплетением, сформированным вокруг пустого центрального круга, а лев и крылатый бык смотрят внутрь, в сторону отсутствующей центральной части. Потерянная черта на пересечении рук могла когда-то содержать изображение или символ Христа.

 

Крупный план нижней части креста.  Святая фигура, обведенная черным контуром, с золотым нимбом, окруженная натуралистичными узорами, привлекает внимание.

Нижняя часть креста изображает евангелиста Святого Матфея, его ореол украшен сусальным золотом.

Это очень величественный предмет, сделанный для важного лица, имевшего доступ не только к значительному богатству, но и к ювелиру выдающегося мастерства; и это уникальный ппредмет высокопоставленных англо-саксонских церковных металлических изделий того периода, когда — отчасти благодаря набегам викингов — так много их было потеряно".

- Лесли Вебстер, бывший куратор Британского музея и автор книги «Англо-саксонское искусство».

Выявление креста

Из-за разнообразия использованного материала и тонкости орнамента крест представлял собой уникальную проблему для сохранения . Некоторые участки хорошо сохранились под относительно тонким слоем грязи и поверхностной коррозии, тогда как другие были сильно повреждены. В некоторых местах под чернью образовалась коррозия,  часть черни также распадалась, поверхность превращалась в серебристую и образовывала небольшие завитки.

Крайне микроскопический крупный план серебряных спиралей, сложенных вместе, как волны в бурном океане.

Сканированное электронное микроскопическое изображение серебряных завитков, образующихся на поверхности черни по мере ее разложения.

Крест был законсервирован путем удаления грязи и коррозии под маломощным оптическим микроскопом. Ручные инструменты, такие как тампоны с мягким абразивом, палочки для коктейлей, скальпели, иглы, щетки и даже иглы дикобраза, использовались для удаления коррозии серебра и грязи, не царапая серебро. Затем свободные частицы можно было смахнуть щеткой, а потускнение поверхности удалить с помощью тампона и соответствующего абразива. Весь процесс занимал очень много времени. В целом процесс очистки занял у консерватора Мэри Дэвис примерно 80 часов: 50 часов на крест и 30 часов на цепь.

Сохранение цепочки

Серебряная цепочка невероятно тонкая, деликатная и подвижная, что делает даже базовую очистку трудоемкой. Она сделана из отрезков очень тонкой спиральной серебряной проволоки толщиной около 0,5 мм. Они соединяются вместе путем продевания одной секции между витками следующей, что позволяет цепи выглядеть как непрерывная спираль. Видимых зазоров между витками очень мало, но в некоторых местах серебро растянулось. Она также стала довольно ломкой, и потому цепь порвалась в нескольких местах. Использование иглы дикобраза с тонкой клиновидной головкой было особенно полезно для очистки между тугими серебряными кольцами.

Там, где витки разошлись, можно увидеть остатки тонкой струны, проходящей через центр цепи. Небольшой уцелевший кусочек был удален пинцетом, и при исследовании под микроскопом он был идентифицирован как органический материал (кишка животного).

Просмотр в полноэкранном режиме Микроскопический крупный план разорванной, похожей на веревку нити желто-коричневого материала на белом фоне.

Участок внутренней нити (кишка животного).

Крупный план серебряной цепочки, каждое звено представляет собой гладкий серебряный обруч, из-под которого выглядывает волокнистый материал.

Вид серебряной цепи под микроскопом, показывающий, как участки цепи были собраны вместе.

Крупный план разъединяющихся серебряных звеньев, обнажающих светло-желтый материал, похожий на волосы, под ним.

В местах, где серебряные витки растянулись, обнаружилась внутренняя нить из органического материала.

Нить из кишок животных изготавливается из тонкого кишечника домашних животных, таких как овцы или козы, и является чрезвычайно прочной и универсальной. Он до сих пор используется для струнных инструментов, так как может выдерживать очень высокое натяжение. Это было бы намного прочнее и износостойкее, чем другие вещества, доступные в то время, и один кусок можно было бы разрезать по длине цепи. Это обеспечило непрерывный центральный сердечник, чтобы участки спиральной проволоки не расползались, как пружина, при износе.

Оскверненный или преданный?

Иллюстрированная диаграмма с темно-серым фоном и серебряным и золотым текстом.  Силуэт креста возвышается над кучей слитков.

Схематическая диаграмма клада, показывающая положение креста в верхнем слое. 

Группа из 10 предметов, включающая круглые броши, две сферы и две ременные застежки на черном фоне.

Группа предметов в стиле T rewiddle из сосуда с крышкой Галлоуэйского клада. 

 

В представленном нательном кресте все редко. В немногих кладах эпохи викингов есть англо-саксонские материалы, а наличие церковных материалов встречается еще реже. Из сохранившихся в найденных кладах  крестов очень немногие имеют подвесные цепи. 

Многое зависит от того, как обращались с крестом, поэтому было так важно сохранить крест со свернутой цепью в том виде, в каком он был найден. Неукрашенный серебряный круг в середине креста указывает на приподнятую бобышку или оправу из драгоценных камней, которые были удалены. Был ли это акт осквернения или повторного использования ценного камня? И после того, как он был изменен таким образом, был ли крест  предназначен для переплавки в слитки, среди из которых он был найден?

Легко представить, что этот крест был украден у христианского священнослужителя во время набега на церковь — классическое стереотипное поведение викингов того времени. Но Галлоуэйский клад был захоронен на территории, которая сейчас является церковной землей, как и многие серебряные клады в Ирландии. Многие предметы в сосуде и сам сосуд были тщательно отобранными реликвиями, многие из которых были завернуты в ткань. Возможно ли, что крест был помещен не как «приманка», а как защитное подношение для Клада в целом?

Какой бы ни была его роль в Галлоуэйском кладе, крест был бы ценным достоянием, его производили и носили те, у кого был доступ к церковным предметам высочайшего качества. Его могли носить как знак должности для высокопоставленного священнослужителя, такого как епископ, аббат или аббатиса. Представьте себе, как он оказался захороненным вместе с Галлоуэйским кладом, чтобы представить себе людей, стоящих за этой замечательной коллекцией.

Только факты:

Дата: Стиль Трехиддла (9 век нашей эры)

Найден: Часть Галлоуэйского клада, сентябрь 2014 г.

Сделан из : Серебро, золото, чернь и кишки животных

Приобретен: 2017

Справочник по музею: Х.2018.12.23

Источник: www.nms.ac.uk
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом