Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Музей Фаберже: выставка "Красота святости и святость красоты "

10 октября 2023
Музей Фаберже

Выставка посвящена искусству драгоценного оклада — оригинальному виду декоративного искусства, сложившемуся в Средние века, но расцветшему с особой яркостью в период XVIII – начала XX века в наиболее значимых центрах развития русской культуры.На экспозиции будут представлены около трехсот икон в ювелирных окладах, созданных лучшими мастерами своего времени.

Богатейшая подборка произведений из обеих коллекций — Михаила Юрьевича Карисалова и Музея Фаберже — их высочайшее качество и историческая значимость делают данную выставку уникальной и беспрецедентной. Учитывая, что иконы являются не только произведениями искусства, но и личными предметами религиозного благочестия, они никогда не выставлялись ранее в таком объеме.

Концепция выставки даёт возможность проследить хронологию развития искусства драгоценного оклада в XVIII – начале XX века, которая неразрывно связана с доминирующими международными и национальными стилями. Отдельные разделы выставки посвящены русскому и неорусскому стилям и знакомят посетителей с работами лучших мастеров своего времени, трудившихся на фабриках П.А. Овчинникова, И.П. Хлебникова, И.П. Сазикова, А.И. Кузмичева, а также «П.И. Оловянишников сыновья», О.Ф. Курлюкова, К.И. Конова, Д.Л. Смирнова, в мастерской «живописца по эмали» Ф.И. Рюкерта.

«Петербургский» стиль отражен в произведениях мастерских Ф.А. Верховцева, А.В. Любавина, Н.Г. Владимирова, И.С. Брицына, фабрики братьев Грачевых, фирмы К. Гана и, конечно, петербургских мастерских фирмы Карла Фаберже.

Отдельные обстоятельства российской истории как, например, сосуществование в Российской империи официального православия и старообрядчества, также повлияли на искусство оклада. Среди владельцев и мастеров ведущих ювелирных предприятий, специализирующихся на церковных изделиях и окладах, было немало старообрядцев: М.Ф. и Д.М. Шелапутины, Я.Ф. Мишуков и другие. Православные обряды и традиции в целом оказали большое влияние на типологию икон и окладов, и этому направлению тоже посвящен специальный раздел.

Отдельную небольшую, но очень ценную группу произведений на выставке составляют иконы, служившие подношениями российским императорам и членам их семей по случаю августейших событий или в качестве желания выразить верноподданнические чувства правящей семье. Каждая из таких икон оживляет значимый сюжет в контексте российской истории.

Выставка познакомит зрителя с историческими, историко-культурными, религиозными и технологическими явлениями, в целом определившими развитие искусства драгоценного оклада в России в XVIII – начале XX века. Совершая обход экспозиции, зритель будет перемещаться и во времени, и, одновременно, от одного значимого явления к другому.

Икона «Господь Вседержитель»,  живопись: между 1899 и 1904. Санкт-Петербург. Оклад — между 1899 и 1904. Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже. Мастерская В. Аарне. Металл, дерево (подложка), масло; серебро, ювелирные и ювелирно-поделочные камни, жемчуг, скань, золочение. (23,7 × 16,0 см).  Собрание Музея Фаберже.

Икона «Введение Богоматери во Храм». Живопись — конец XIX — начало ХХ в. Москва. Оклад — между 1899 и 1908. Москва. Мастерская Ф. И. Рюкерта. Дерево, левкас, темпера; серебро, фольга, расписная и полихромная эмаль по скани, живопись по эмали, золочение. (31,5×28 см). Собрание семьи Карисаловых

 

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 21 (Музей Фаберже)

Время работы выставки: ежедневно с 10:00 до 21:00

Официальный сайт выставки: icons.fabergemuseum.ru
 

Источник: Музей Фаберже
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом