На выставке впервые художественные промыслы презентуются как собрание драгоценностей. Каждый из отобранных предметов – легенда, они никогда не показывались вместе. Это соперничество сильнейших, красота и великолепие равных.
Традиционные центры художественной обработки металла, представленные на выставке, — ювелирного искусства Великого Устюга и Кубачей, ростовской финифти, филигранных изделий села Красное-на-Волге — сложились преимущественно в XVII–XVIII веках. Как и другие промыслы, на рубеже XIX–XX веков многие центры художественного металла, не находя рынка сбыта для своей продукции, закрылись и получили новый виток развития уже в 1920–1980-е годы, в русле общего процесса восстановления художественных промыслов.
Шкатулка "Гимн труду"
Евстафий Павлович Шильниковский
Валентина Александровна Якушева (гравёр)
Александр Евграфович Титов (ювелир)
Манефа Дмитриевна Кузнецова (черневик)
Вологодская область, Великий Устюг
1960-е годы
Серебро, чернь, гравировка, позолота
© Всероссийский музей декоративного искусства
В 1933 году в Великом Устюге была организована артель «Северная чернь». На выставке можно увидеть исключительные по уровню исполнения работы руководителя артели в 1930–1960-х годах художника Евстафия Павловича Шильниковского. Дальнейшее развитие «Северной черни» в 1960–1980-х годах отражает стремление каждого мастера обогатить художественную и техническую «палитру» промысла путем обращения к традициям черневого серебра XVII–XVIII веков, введения новых тем и типов изделий.
Подставка для перьев в форме Спасской башни Московского Кремля
Расул Алиханович Алиханов (автор и исполнитель)
Гаджи-Бахмуд Магомедович Магомедов (автор и исполнитель)
Дагестанская АССР, район Дахадаевский, село Кубачи
1945 год
Серебро, пластмасса, кость, гравировка, золочение, чернь
© Всероссийский музей декоративного искусства
Дагестанское черневое серебро представлено произведениями кубачинских мастеров артели «Художник» (с 1965 года — Кубачинский художественный комбинат). Подставка для перьев в форме Спасской башни Московского Кремля, выполненная к празднованию 25-летия Дагестанской АССР, — одновременно символ эпохи и образец уникального ювелирного искусства. В 1960–1980-х годах многие художники промысла вдохновлялись формами старинных кубачинских сосудов и гравированным растительным орнаментом, восходящими к истокам дагестанской художественной культуры.
Старинные техники русского художественного металла — роспись по эмали (финифть) и скань (или иначе — филигрань) — сохранили в ХХ веке такие производства, как фабрика «Ростовская финифть» (начавшая свое возрождение с Учебно-показательной финифтяной мастерской и артели в 1920–1940-х годах) и Красносельская ювелирная фабрика близ Костромы.
Мастера ростовской эмали 1920–1950-х годов следуют традициям русских художников-миниатюристов предшествующего столетия, стремятся к гармоничному сочетанию формы предмета и эмалевой росписи, сканого узора, обрамляющего финифтяные вставки. Цветочные и пейзажные мотивы, виды исторических городов — главные темы ростовской эмали 1960–1980-х годов. Большое влияние на развитие промысла оказали художники Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) — Мария Александровна Тоне и Зинаида Михайловна Зенкова, обратившие мастеров к традиционному декоративному началу ростовской эмалевой живописи.
В селе Красное, издавна славившемся своими изделиями из серебра и серебряных сплавов, в 1912 году образовалась артель, а в 1955 году открылось училище, готовившее мастеров, художников, владевших всеми видами ювелирного искусства: литьем, чеканкой, гравировкой и особенно филигранью. Произведения артели «Красный кустарь», а затем и фабрики «Красносельский ювелир», поражают своей виртуозной филигранной техникой, согласованностью ажурного орнамента с формой предмета.
Лаковая роспись подносов представлена промыслами Нижнего Тагила и Жостова.
Производство на Урале железных лакированных подносов, известное с XVIII века, в ХХ столетии было восстановлено сначала в рамках работы артелей, а с 1957 года — на Нижнетагильском заводе эмалированной посуды. Возрождению центра нижнетагильской росписи способствовала деятельность НИИХП, в частности исследователя Василия Алексеевича Барадулина, и мастера промысла Агриппины Васильевны Афанасьевой, сохранившей и передавшей ученикам приемы традиционной тагильской росписи двуцветным мазком. В искусстве тагильской росписи подносов отражено глубокое знание мастеров уральской домовой росписи с ее узнаваемым колоритом и композиционными приемами.
У знаменитого жостовского промысла, ведущего свое начало от фабрики купцов Вишняковых первой половины XIX века, своя история в веке двадцатом. На выставке представлен «агитационный» поднос «Частушки», созданный по эскизу художника Евгения Григорьевича Теляковского. «Частушки» отсылают зрителя к тому экспериментальному периоду 1920–1930-х годов, когда профессиональные художники, сотрудничавшие с Центральным кустарным музеем ВСНХ РСФСР (бывший Московский кустарный музей), — Алексей Александрович Вольтер, Павел Петрович Кончаловский, Е.Г. Теляковский и другие — создавали эскизы для кустарных промыслов, в том числе для жостовской росписи подносов. В дальнейшем ведущие мастера промысла — Алексей Ильич Лёзнов, Андрей Павлович Гогин, Виктор Васильевич Кледов и другие, — сохраняя свободу авторского почерка, смогли сформировать общую стилевую традицию центра, основанную на глубоком прочтении его истории и самих основ народного декоративного искусства.