Проектом «Во имя промысла» Всероссийский музей декоративного искусства открывает пространство диалога, ставя вопросы – каким быть художественным промыслам сегодня и что еще необходимо сделать «во имя Промысла»? На выставке впервые художественные промыслы презентуются как собрание драгоценностей. Каждый из отобранных предметов – легенда, они никогда не показывались вместе. Это соперничество сильнейших, красота и великолепие равных. По словам директора Музея Елены Титовой: «Выставка призвана показать, что художественные промыслы в 20-м веке – это глубокая традиция, претворенная в работе индивидуальных мастеров и ученых-исследователей, поднимавших художественный промысел до уровня национального искусства».
Выставка удивит. С новой стороны откроются узнаваемые и давно любимые Хохлома, Гжель, вологодское кружево, ростовская финифть и жостовская роспись. Впервые станут доступны малоизвестные, но не менее яркие шемогодская береста, нижнетагильская роспись подносов, борнуковский камень и михайловское кружево.
Мы покажем удивительную сочетаемость, казалось бы, удаленных друг от друга традиций и регионов. Вся Россия предстанет перед нами как цельная композиция. Павловопосадский платок будет соседствовать с курским ковром, вы увидите яркую перекличку стекла из Гусь-Хрустального с якутской костью, унцукульской насечки с ростовской финифтью. Выставка «Во имя промысла» – это монтаж современных идей, новый взгляд на художественные промыслы, которые могут способствовать их развитию сегодня.
На выставке представлены лучшие образцы 1920-1980-х годов, отобранные из коллекции нашего музея, который является правопреемником Московского кустарного музея и Научно-исследовательского института художественной промышленности.
Вы увидите произведения основоположника Палехской лаковой миниатюры Ивана Ивановича Голикова, основателя косторезного промысла в поселке Варнавино Парфена Парфеновича Черниковича, художницы-кружевницы Анны Антоновны Кораблевой, невероятной красоты эскизы к произведениям многих известных мастеров, которые никогда ранее не демонстрировались широкой публике.
Поднос с советской эмблематикой. Московская обл. Новосельцевская трудовая артель 1924-1925 гг. Автор образца: Теляковский Е.Г. Железо, масло, лак, порошок алюминиевый, штамп, роспись
Салфетка кружевная, СССР, г. Вологда, 1950 год. Нити хлопчатобумажные, плетение коклюшечное, техника сцепная
Занавес «Спутник в космосе» СССР, Вологда, производственное объединение «Снежинка». 1960. Автор А.А, Кораблева. 355 х 233
Композиция декоративная «Плеск волны». Гусевский хрустальный завод, 1981 г.
Автор: Курилов Адольф Степанович. Хрусталь цветной, гравировка, техника гутная
Лоток с декоративной фигурой «Конь». СССР, Нижегородская губерния, г. Семенов, 1927 г., Автор: Каротков А.С. Дерево, резьба, роспись хохломского типа
«Эта выставка дала мне возможность по-новому взглянуть на привычные для нас предметы. Меня поразило, насколько вещи связаны с природой, ее запахами, с густотой глины, плотностью дерева. Отсюда родилось и решение – разделить промыслы по материалам. Кажется, что эти формы придумал не один человек, а сразу все люди, которые жили вместе и были частью какого-то единого цикла природы, породившего и их искусство», – поделилась куратор выставки Нина Гомиашвили.
Также к выставке подготовлена обширная программа: цикл лекций «Говорит хранитель», тематические экскурсии, цикл интерактивных программ, мастер-классы и паблик-токи с искусствоведами, исследователями и художниками, в том числе с Андреем Сарабьяновым, советским и российским историком искусства, Андреем Боровским, искусствоведом, художником и этнокультурологом о переходе ремесла в промысел, русском национальном коде в авангарде и о том, как советские промыслы сделали тренд в мировой моде.
Генеральный спонсор выставки – ПАО «Промсвязьбанк».