10 ноября в Музее янтаря откроют выставку, посвященную стилю ар-деко в янтарном искусстве первой половины XX века.
На выставке в Музее янтаря с 10 ноября будут представлены роскошные шкатулки, модные аксессуары и украшения с янтарем, созданные в эпоху ар-деко в Германии, Польше, Дании, Норвегии, Франции, США. Большая часть экспонатов выставки постоянно находится в частной коллекции, которая формируется на протяжении нескольких десятилетий. Впервые эти предметы, датируемые 1920–1940 годами, сможет увидеть публика.
Характерной чертой стиля ар-деко является контраст: сталь встречается с золотом, янтарь с бриллиантом, бакелит с эмалью; любовь к передовому техническому дизайну, «обтекаемым формам» новейших моделей автомобилей – с мотивами из древних цивилизаций; грубость – с тонкой проработкой деталей. Янтарь прекрасно вписался в эстетику эпохи 1920–1930-х годов. Этот уникальный экзотический камень, знакомый человеку с древних времен, оказался благодарным материалом для использования в массовом производстве.
За пределами Восточной Пруссии было немного художников-янтарщиков. В основном производство изделий с «солнечным камнем» процветало на родине янтаря – там, где шла добыча и у Янтарных предприятий были на нее монопольные права. «Идея выставки была в том, чтобы показать работы с янтарем фирм и художников, работающих в тот период параллельно с Государственной мануфактурой Кёнигсберга, – отмечает куратор выставки «Витрина ар-деко» Виктория Резчикова. – В них янтарь играет декоративную роль и оттеняет серебристый блеск металла, подчеркивает природную фактуру дерева, создает цветовой акцент в сочетании с полудрагоценными камнями и минералами».
На многих представленных изделиях встречаются символы, характерные для стиля ар-деко. К примеру, металлический стаканчик украшает стилизованный лотос, на сосудах для питья и чашах зритель разглядит восточные орнаменты, сами изделия отличает обтекаемый дизайн, свойственный автомобилестроению тех лет.
На выставке также будут представлены изделия из фондов Музея янтаря, где хранится крупнейшая в России коллекция продукции Янтарной мануфактуры. В основном это роскошные шкатулки для хранения драгоценностей в женской спальне и кабинете, мужские аксессуары – портсигары, запонки, зажигалки, часы… Посетители увидят реконструкции двух витрин салона по продаже янтарных изделий 20–30-х годов XX века, объединенных общей торговой вывеской Янтарной мануфактуры Кёнигсберга. Раритетные фотографии дадут возможность сравнить их с оформлением бутиков и выставочных залов, наполненных изделиями Мануфактуры во время ее мирового выставочного турне.
Характерная черта изделий этого предприятия – заполнение янтарем практически всей поверхности изделия. Отполированные пластины мозаики имели строгую геометрическую форму, характерную для стиля ар-деко.
Впервые на выставке музей представит изделия начала XX века из цветного – красного, зеленого, оранжевого, коричневого – янтаря, окрашенного природными веществами. Также посетителей привлекут спортивные призы и награды с янтарем. Среди них – монументальный кубок 1929 года, предназначенный для победителя в состязаниях по конкуру из отполированного серебра с янтарным диском в центре.
Период 1930–1940-х годов стал «вторым золотым веком» янтарного искусства. «Солнечный камень» перестал ассоциироваться с незамысловатой бижутерией, он штурмовал салоны, выигрывал призы и награды в многочисленных конкурсах и занял новое место по праву. Шик, блеск, роскошь – так можно охарактеризовать янтарные изделия эпохи ар-деко, созданные в Восточной Пруссии и далеко за ее пределами.