Роскошь, спокойствие и сладострастие: три слова, чтобы описать эту светящуюся выставку, задуманную как сказочное путешествие к переливающимся созвездиям горного хрусталя. За время этого долгого путешествия сквозь столетия музей Клюни превратился в настоящую раритетную комнату, насчитывающую не менее 200 бесценных экспонатов, в том числе более сотни, унаследованных непосредственно из Средневековья.
Крадущаяся Афродита, I век до н.э. © Музей Дж. Пола Гетти
От обнаженного и полупрозрачного тела приседающей Афродиты до золотой чаши Мазарини, включая этот редкий серебряный реликварий, украшенный драгоценными камнями, на выставке представлены шедевры, украшения и аксессуары, королевские скипетры и научные инструменты.
Минерал проходит сквозь всю историю ювелирного искусства, от украшений Месопотамии, таких как ожерелье, датируемое пятым тысячелетием до нашей эры, найденное в Тельо, на территории современного Ирака, до роскошных колец с женскими головками римского периода. Средневековый период также богат свидетельствами, например, об орудиях власти и предметах религиозного и литургического ювелирного искусства, таких как шкатулки для реликвий, Монстрации или даже замки, изготовленные в Лиможе в двенадцатом веке. Посуда из горного хрусталя, широко распространенная на средневековом Западе, также была популярна в XVI веке в Италии и Азии.
Очарование людей прозрачностью кварца, его эстетическими качествами и загадочными духовными способностями, к счастью, не закончилось с эпохой Возрождения.
Реликварий, вторая половина XII века © Фото: Стефан Кубе/SQB
Брошь Loch Buy, 1600 г. © Британский музей, Лондон, расст. RMN-Grand Palais
Чаша Мазарини, 10 и 16 века © RMN-Grand Palais (Лувр) / Стефан Марешаль
Хрустальный реликварий, 13 век
© Национальный музей Данмака / Фото: Укендт (CC-BY-SA)
Веер, 1140 г.
© Dommuseum Hildesheim, Фото: Флориан Монхайм
Застежка-мощевик с орлом, середина 14 века
© RMN-Grand Palais (Musée de Cluny – национальный музей средневековья) / Мишель Уртадо
Орнамент кресла (головы львов), между 300 и 550 гг.
© RMN-Grand Palais (Musée de Cluny – национальный музей Средневековья) / Жан-Жиль Берицци
Нарды и шахматная доска Святого Руперта, 1300 г.
© Музеи Ашаффенбурга, Фото: Инес Отчик
Реликварий из горного хрусталя, около 1200 г.
© Фото: Стефан Кубе/SQB
Голова Христа, также известная как Святой Лик, 15 век
© Ж.-Ф. Пейре, Drac Occitanie
Кувшин-дракон, последняя четверть XVI века
© RMN-Grand Palais (Лувр) / Жан-Жиль Бериз
кольцо, II век.© Жерар Бонне / CMN
Этот полупрозрачный материал продолжает вдохновлять многих художников в наше время, будь то фотограф, такой как Брассаи (1899-1984 гг.), скульптор, такой как Альберто Джакометти (1901-1966 гг.), Доказательством этого также является уникальная инсталляция современного художника Патрика Ноя, которому мы уже обязаны хрупкими хрустальными самурайскими доспехами и который здесь знаменует собой самое прекрасное завершение выставки, не лишенной ясности.
Хрустальный череп, 20 век © Musée du Quai Branly – Жак Ширак, Dist. RMN-Grand Palais / Патрик Грис / Валери Торре
Расположенный в самом сердце Парижа, музей Клюни является единственным национальным музеем во Франции, посвященным Средневековью. Особняк аббатов Клюни, окруженный Галло-римскими термальными ваннами, предлагает привилегированную обстановку для 24 000 выдающихся произведений, представленных в его коллекциях, среди которых шесть гобеленов "Дама с единорогом".