Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» 13 июля 2024 года открылась выставка, посвященная авторскому ювелирному искусству Ленинграда / Санкт-Петербурга

16 июля 2024
Царицыно, музей

Выставка «Невская перспектива» показывает развитие одной отдельно взятой школы авторского ювелирного искусства – ленинградской/петербургской. «Я даже думала назвать выставку “Гений места”, – призналась куратор выставки, художник-ювелир Анна Терещенкова. –  Мне было интересно проследить, как место влияет на человека, уж слишком явные различия прослеживаются между художниками петербургской, московской или, скажем, екатеринбургской ювелирными школами. Совершенно очевидно, что город влияет на человек сильнее, чем мы думаем».

Вера Поволоцкая. Брошь. Ленинград. 1962. Металл, эмаль. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»

Виктор Анипко. Предметы из «Синей композиции». Санкт-Петербург. 1988–1989. Серебро, эмаль, фианиты, литьё, закрепка. Собственность автора

О богатом наследии художников-ювелиров СССР сегодня знает в основном лишь узкий круг специалистов. Многие полагают, что ювелирное искусство в России существовало только в эпоху Фаберже, потом исчезло, и лишь в последние десятилетие начало возрождаться. Произведения советских художников второй половины XX века все еще остаются малоизученными. Выставка «Невская перспектива» стремится восполнить этот пробел.

Экспозиция охватывает период от ранних 1960-х до наших дней. Оказавшись в самом ее начале, к примеру, можно узнать, что родоначальницей ленинградской ювелирной школы была Юта Паас-Александрова, которая училась в Таллине у людей, преподававших в Баухаусе, а позднее работала главным художником завода «Русские самоцветы». В 1954 году она стала первым ювелиром Советского Союза, пополнившим ряды Союза художников. И в скором времени и другие советские ювелиры второй половины XX века получили заветные удостоверения, а вместе с тем возможность создавать авторские, не тиражные предметы, работать с драгоценными металлами и выставляться в музеях.

Юта Паас-Александрова.  Нагрудное украшение «Кружево». Ленинград. 1967. Серебро, плетение, оксидировка. Из коллекции Валентины Чиновниковой

Юта Паас-Александрова. Булавка из серии «Инопланетяне». Ленинград. 1979. Мельхиор, литьё, пайка. Из коллекции Анны Терещенковой

 

Одна из задач выставки – исследовать феномен петербургской школы, попытаться обозначить её наиболее характерные черты. Некоторые из авторов родились и учились в Ленинграде, другие переехали в Петербург уже состоявшимися ювелирами, но каждый, обладая собственным видением и авторским почерком, внес свой вклад в творческую жизнь города. Архитектура, история, художественные традиции – все это заметно повлияло на восприятие красоты, проявляясь в работах художников-ювелиров особым эстетическим каноном петербургской гармонии.

«Невская перспектива» – это не только лишь ретроспективный взгляд в прошлое. Важным разделом выставки станет современное искусство. В основе этого раздела – работы молодых петербургских мастеров, собранных в том числе через открытый конкурс. Сегодня именно эти художники формируют контуры будущего авторского направления в ювелирном деле.

Виктор Сиваков. Композиция «Стройка». Ленинград. 1983. Металл, яшма, пайка, литьё, гнутьё, шлифовка, монтаж. Из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Вера Поволоцкая. Комплект «Комета Галлея»: подвес большой, подвес малый, кольцо. Санкт-Петербург. 2000. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»

Куратор выставки – Анна Терещенкова, художник-ювелир, член Санкт-Петербургского союза художников

Научные консультанты выставки:
– Ирина Перфильева, доктор искусствоведения, доцент, главный научный сотрудник Отдела художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, заслуженный деятель искусств России, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов», член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»
– Галина Габриэль, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры, член Международной ассоциации искусствоведов, член Санкт-Петербургского союза художников

Участники выставки:
Музей-заповедник «Царицыно»
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

РОСИЗО
Сергиево-Посадский музей-заповедник
частные коллекционеры

Геннадий Быков. Предмет из композиции «Камни и характеры». Ленинград. 1982. Мельхиор, морион, кальцит, розовый кварц, кораллы, монтировка, шлифовка. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»

Наталья Быкова. Колье из серии «Притяжение». Санкт-Петербург. 2006. Серебро, золото, медь, яшма, шунгит, каучуковый шнур, пайка, монтировка. Собственность автора

Анна Терещенкова. Брошь «Диалог. Знаки препинания». Санкт-Петербург. 2022. Металл, выпиловка, пайка. Собственность автора

Источник: Царицыно, музей
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом