«Эрмитажные комнаты Карла Фаберже хранят память о придворном ювелире и эрмитажном реставраторе и призваны стимулировать как изучение его творчества, так и развитие созданных им традиций. Именно этому служит представляемая сегодня коллекция работ современных камнерезов, блестящих мастеров с хорошим вкусом», ‒ отмечает Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Вавилонская улитка. Антон Ананьев. 2010. Бразильский агат. 12,6х6,3х8,2 см
©Государственный Эрмитаж
Экспозиция рассказывает о творчестве современных художников, их экспериментах в работе с цветным камнем и стремлении соединить достижения своих предшественников с новыми тенденциями. В составе выставки более 35 произведений, сочетающих оригинальность идеи и тонкое чувство материала, профессионализм исполнения и виртуозные технические решения. Авторы большинства работ – художники-камнерезы Санкт-Петербурга. В зале также демонстрируются изделия современных немецких мастеров ‒ представителей старейшей школы европейского камнерезного искусства, расположенной в городе Идар-Оберштайн.
Лягушка. Герд Дрехер. 1990-е. Аквамарин, стекло, краска 8,0х8,3х8,0 см
©Государственный Эрмитаж
Искусство резьбы по камню в России имеет многовековую историю. Время преобразований Петра Великого явилось важным моментом в становлении и развитии российского камнерезного искусства. В XIX столетии интерес к этому виду творчества угас, но уже на рубеже XIX–XX веков произошло его возрождение благодаря успеху изделий фирмы Карла Фаберже, в том числе резных фигурок из цветного камня. Именно мастерами фирмы знаменитого ювелира были сформированы основные направления и жанры в камнерезном деле, которые и сегодня развиваются художниками Санкт-Петербурга. Официальной точкой отсчета возрождения петербургской камнерезной школы принято считать 1989 год, когда была создана творческая группа «Пластика в камне». В начале 2000-х годов появились такие ювелирные мастерские: «Школа камнерезного искусства», «Багульник», «Каменный гость», творческий союз TerraFaberus, «Анна Нова» и другие.
Композиция «Время». Сергей Шиманский. 2007. Дымчатый кварц, яшма. 11,9х10,2 см
©Государственный Эрмитаж
Одним из самых популярных жанров камнерезной пластики для современных авторов является анималистика. Изображения змеи, жабы, лягушки, рыбы, улитки особенно привлекательны для художников. Философскими смыслами и мифологическими аллюзиями наполнены композиционно динамичные образы Антона Ананьева («Вавилонская улитка»; «Богомол») и Александра Веселовского («Скорпионы»). Любовь к животному миру, восхищение природой ярко отражены в произведениях Сергея Станкевича («Черепаха») и Славы Тулупова («Рыба»; «Лягушка»). Работы Сергея Фалькина (улитка «Волна»; улитка «Готика») отличают подчеркнутый минимализм, отказ от детализации. Мастера привносят элементы стилизации и гротеска, экспериментируют с обработкой поверхностей, с формой и линиями, что видно в произведениях Владимира Путрина («Танец») и Ирины Останиной («Панда»). К работам анималистического направления в стилистике Фаберже можно отнести «Мышонка» Владимира Илюхина; изделия немецких камнерезов Герда и Патрика Дрееров («Лягушка»; «Улитка»).
Улитка «Волна». Сергей Фалькин. 2009. Нефрит, черные граненые камни. 16,0 х 7,2 х 6,5 см
©Государственный Эрмитаж
Мышонок. Владимир Илюхин. 2002. Агат, морион, серебро. 6,8 х 5,0 х 6,9 см
©Государственный Эрмитаж
Кот Бегемот. Геннадий Пылин. 2000. Обсидиан, яшмы, кахолонг, хризолиты, золото, серебро. Высота 17,2 см, основание: 9,0х9,0 см
©Государственный Эрмитаж
Цветочные «букеты» Фаберже продолжают вдохновлять современных авторов на создание композиций из камня в жанре флористики. Главные наработки, которые черпают у мастеров прославленной фирмы их современные коллеги – это знание сложной технологии и нюансов ювелирного дела, высокое искусство моделирования и сочетания цветовой гаммы камней. Таков, например, «Полевой букет», созданный мастерской «Анна Нова». В то же время петербургские камнерезы переосмысливают стилистику, смещают акценты с натуралистичности на композиционное решение и пластическую выразительность. Композиция «La Fleur du Mal» Антона Ананьева отсылает нас своим названием к сборнику стихов Шарля Бодлера. Она поражает философской наполненностью и совершенством обработки деталей и поверхности. Наполнено динамикой стилизованное изображение тюльпана («Северный тюльпан») мастерской «Анна Нова», янтарный «Клен» Сергея Шиманского изумляет пластикой и тонкостью исполнения. Соединяют элементы анималистики и флористики в своей работе «Птица» Ярослав Ксенофонтов и Михаил Комаров.
Композиция «La Fleur du Mal». Антон Ананьев. 2012
Нефрит, обсидиан, горный хрусталь, золото, серебро
28,5х10,5х8,5 см
©Государственный Эрмитаж
Композиция «Полевой букет». ООО АННА НОВА. 2009
Золото, серебро, драгоценные камни, кахолонг, нефрит, аметист, кварц
Высота: 35,4 см
©Государственный Эрмитаж
Композиция «Птица». Ярослав Ксенофонтов; Михаил Комаров. 2013
Нефрит, сердолик, лазурит, кахолонг, джамбульский халцедон, серебро, цитрин, фианиты
28,5х13,5х12,0 см
©Государственный Эрмитаж
Смелые эксперименты были проведены камнерезами в жанре полихромной блокированной скульптуры. Создание подобных произведений, составленных из разных камней, требует от художников высокого уровня мастерства и тонкого художественного вкуса. Среди подобных работ «Кот Бегемот» и фантастическое существо «Тэнго» Геннадия Пылина; яркими образцами являются композиции «Время» Сергея Шиманского и «Храм» Александра Левенталя и Ольги Попцовой.
Важную роль при создании камнерезной пластики играют свойства самого материала: плотность, слоистость, светопоглощение, самоподсвечиваемость. В своих работах современные мастера раскрывают возможности формы, подчеркивают природную красоту цветного камня.
Евгений Морозов увидел в куске мохового агата шляпку гриба и сумел удивительно тонко и интересно обыграть этот материал в своем легендарном изделии «Гриб» (навершие трости). Работая с прозрачным камнем, таким как кварц, используя контраст между матированной и полированной поверхностями, добиваясь наиболее эффектного светопреломления, придавая поверхности выразительные грани, художник создает эффектные произведения, таков «Бык Нанди» Сергея Вторыгина. Виртуозно по обработке поверхности и интересно по композиционному решению навершие для трости в виде фигуры шута (трость «Шут на одуванчике»), выполненное Сергеем Шиманским, отражающее увлеченность художника искусством модерна. Геометрическая скульптурная композиция «Естественное движение», где свет становится соавтором художника, принадлежит Бернду Мунштайнеру, известному своим инновационным подходом в области огранки камней.
Сильные эмоциональные образы создает один из лидеров петербургской камнерезной школы Александр Левенталь. На выставке представлена его работа «Иешуа», отличающаяся выразительной пластикой и психологизмом. Декоративность материала ‒ сапфирина с природной жеодой ‒ подчеркивает характер композиции «Каин и Авель» Сергея Фалькина. Юлия Гоголь выполнила очаровательную фигуру сидящего на льдине ребенка («Северное сияние»), обратившись за вдохновением к косторезному искусству северных народов.
Иешуа. Александр Левенталь. 2011. Яшма уральская. 23,8 х 11,5 см
©Государственный Эрмитаж
Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа (заведующая отделом ‒ Ольга Григорьевна Костюк).
Куратор выставки ‒ Татьяна Валерьевна Бабошина, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
Выставку сопровождает научное издание «Современное камнерезное искусство» (издательство Государственного Эрмитажа, 2022). Автор ‒ Т. В. Бабошина.