В Международный день ювелира 31 января в 16:00 в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства откроется персональная выставка знаменитого челябинского графика, скульптора, ювелира, дизайнера и литейщика-технолога (именно в такой последовательности раскрывает свои творческие ипостаси мастер) АНДРЕЯ СТАРЦЕВА.
Кому точно нужно посетить выставку? Тем, кто без ума от творчества Эрнста Неизвестного; сюрреалистических предсоний и снов Сальвадора Дали; мультимиров и их обитателей из «Звездных войн»; может бесконечно прокручивать в голове кадры из второй части «Терминатора» про агонию жидкометаллического Т-1000 в раскаленной стали; толкиенистам, предпочитающим мир гномов, драконов и троллей миру эльфийскому; тем, кто ценит сложное и сокрытое и не боится темноты лабиринтов, зная, что даже из самой заковыристой головоломки стен есть выход.
В этом году Андрею Старцеву исполняется 65 лет. За его плечами внушительный послужной список выставок в родном Челябинске, Москве и даже Люксембурге. Он неоднократно представлял Урал на всероссийских и международных проектах, но каким-то магическим образом никогда не был в Екатеринбурге.
Директор Музея Юлия Ильина:
«Пластика его бронзовой скульптуры, которая часто оживает от холста, от графического листа (как заметил один из исследователей) – обладает почти той же свободой в пространстве, что и линии, сплетенные в неистовые узоры тушью на бумаге, и в то же время отличаются вещественностью, плотностью и возможностью трансформироваться в зависимости от источника освещения.
Как в графике Андрея Старцева есть и жадная детализация, ярко очерченные границы персонажей и, наоборот, вихрения, удвоения, смягчения и размытие строгих форм и силуэтов, изображаемых персонажей, так и в скульптуре он умеет показывать законченность, лаконичность и, порой, нарочитую дробность элементов фигуры, так и добиваться ощущения того, что тело – человека или животного (реального, или мифического) – продолжает формироваться и меняться на ваших глазах.
Как ювелир Андрей Старцев больше монументалист, чем прикладник. Его украшения становятся органичным продолжением миров, созданных одновременно в графике и скульптуре. И мышление в ювелирной пластике он демонстрирует скульптурное. Камень в его украшениях может отсутствовать совсем. Он на пределе использует возможности металла – самоценной субстанции, что бывает тягучей и мягкой по визуальному ощущению, холодной, графичной и тактильной (гравировка, имитации, сквозные отверстия), плоской и объемной, тонкой и обманчиво хрупкой, воздушной и почти бестелесной, плотной и текстурной. Если искать близкие по характеру и типу мышления ювелирные произведения среди других художников, то это екатеринбуржец Сергей Пинчук (1955 - 2013), хабаровчанин Алексей Бабуров и москвич Эдуард Никитин.
Универсальная одаренность Андрея Старцева проявляется в том, что он равен себе по силе в каждом направлении творчества и оживляет графику скульптурой, а скульптуру подтверждает ювелирным искусством, в том числе те сюжеты и образы, к которым обращается – от религиозных до мифических».
С 1 февраля и до 6 апреля у каждого есть шанс попасть в лабиринт челябинского Фавна художника Андрея Старцева… и выйти из него немного другим человеком.
Основные и персональные выставки Андрея Старцева:
- Всесоюзная выставка «Молодость России». 1986. Москва
- Цикл международных выставок «Озон – 89», «София-пресс». 1989 – 1990. Болгария, Франция, Германия, Италия, Кипр
- «Искусство Урала». 1992. Москва
- Персональная выставка графики. 1994. Челябинск
- Персональная выставка графики и скульптуры. 1998. Челябинск
- Персональная выставка бронзовой и серебряной скульптуры, графики. 2000. Челябинск
- Международная выставка «Интерювелир-2002». Сочи. Большая золотая медаль за коллекцию серебряной пластики
- Выставка графики и скульптуры. 2003. Финляндия: Иматра, Симпеле
- Персональная выставка графики и скульптуры «Выход из лабиринта». 2004. Челябинск
- Персональная выставка графики. 2004. Финляндия: Турку, Котку
- Персональная выставка графики и скульптуры «Сага о Лабиринте». 2004. Центр
- Персональная выставка кабинетной скульптуры. 2004. Москва
- Персональная выставка скульптуры. 2005. Люксембург
- Персональная выставка серебряной кабинетной скульптуры и ювелирной пластики. 2006. Челябинск
- Международный Арт-салон на Крымском Валу: Выставка серебряной скульптуры и ювелирной пластики. 2006. Москва
- «Новый Русский стиль»: выставка серебряной скульптуры и ювелирной пластики «Мифы Лунных Пирамид. Серебро». 2007. Москва
- Международная выставка ювелирного искусства «Ювелирный Микс». 2013. Челябинск
- «Новый Шёлковый Путь»: персональная выставка скульптуры и графики «Единение. Точка Соприкосновения». 2016. Люксембург