Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

В Музее янтаря вновь выставлено католическое распятие XVII века

4 марта 2025
Пресс-служба Музея янтаря

В постоянную экспозицию музея вернулся подлинный экспонат конца XVII века – янтарное распятие с двумя предстоящими.

«Это одна из «жемчужин» нашей экспозиции, потому что подлинных янтарных предметов этого времени очень мало, поступлений подобных изделий сейчас нет, мы всегда за то, чтобы гости нашего музея, гости нашего города могли видеть подлинники», – говорит начальник научно-экспозиционного отдела музея Анна Смирнова.

Несколько десятилетий распятие было представлено в постоянной экспозиции. Однако по музейным правилам должна проводиться ротация предметов – некоторые изделия нужно временно убирать в хранилище, выставляя в витрине другие.

«Изделия из янтаря постоянно нуждаются в наблюдении за состоянием сохранности, – говорит главный хранитель музея Александра Шакирова. – Им необходим определенный микроклимат: средняя влажность воздуха – 55%, температура от 18 до 22 градусов, уровень освещенности в витрине должен быть 50 люкс. Сейчас наши специалисты приняли решение выставить распятие вновь на обозрение публики».

Основание распятия выполнено из дерева, обитого бархатом, и покоится на пяти ножках-бусинах. Центральной частью композиции является высокий крест с фигурой распятого Христа. На древке укреплена табличка из слоновой кости с выгравированной на ней надписью «INRI» – «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Навершием креста является миниатюрная иконка с резным обрамлением из прозрачного янтаря. У основания помещено объёмное изображение черепа Адама и двух скрещённых берцовых костей. По обеим сторонам креста установлены на прямоугольные постаменты фигуры Богоматери и евангелиста Иоанна. Головы каждой из трех миниатюрных скульптур окружают нимбы своеобразной формы, напоминающие опахала.

Фигуры Богоматери и Иоанна выполнены из двух склеенных кусков прозрачного янтаря с признаками термообработки для придания требуемого колорита. Лики и руки фигур выполнены из слоновой кости, за исключением образа Богоматери, созданного из специальной массы.

Высота янтарного распятия – 37 см. Его автор неизвестен. Оно было передано к открытию Музея янтаря в 1979 году, а до этого хранилось в Оружейной палате Московского Кремля. Изделия подобного типа в большом количестве изготовлялись во второй половине ХVII и в ХVIII веках. В тот период они были прибыльным товаром, который шёл на экспорт из районов немецкого северо-востока. В католических странах такие распятия использовались как домашний алтарь, наподобие православных икон.

В отечественных музейных собраниях янтарные распятия – редкость, так как предметы католического культа в Россию не экспортировались. Учитывая это обстоятельство, историческая ценность экспоната очень высока.

«Подлинных изделий из солнечного камня XVII–XVIII веков осталось мало во всем мире. Причина в том, что предметы из янтаря сложно хранить и сохранять. В прошлом их пытались реставрировать, но это приводило к еще большим разрушениям», – отмечает хранитель музейных предметов Музея янтаря Вера Попова.

Источник: Музей янтаря
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом