Джон Чемберлен, Без названия (1998). Предоставлено художником. Фото: Филипп Гонтье, Коллекция Дианы Вене.
В 1980-х годах французский скульптор Бернар Вене вместо обручального кольца согнул и надел тонкую серебряную ленту на безымянный палец своей будущей жены Дианы. Это был игривый, спонтанный поступок, но он пробудил в ее получательнице увлечение ювелирными изделиями, созданными художниками. Как она вспоминала, это привлекло ее к «слишком малоизвестному миру этих уникальных предметов искусства, бесценных своей редкостью и символическим значением, которое часто является истоком их создания».
Сальвадор Дали , Montre petite cuillère (1957). С разрешения художника. Фото: Филипп Серван, коллекция Дианы Вене.
В течение следующих трех десятилетий Диана Вене создаст одну из самых завидных коллекций ювелирных изделий, насчитывающую более 220 экземпляров. Среди них творения Дали, Пикассо, Брака, Лихтенштейна и Кунса, а также некоторые другие, заказанные самой Вене. Сокровища коллекционера настолько обширны, что ими были заполнены выставки, в частности, в Музее искусств и дизайна в Нью-Йорке в 2011 году и в парижском Les Arts Décoratifs в 2018 году, а также другие.
Теперь она готовится к новому выходу в Художественном музее Нортона в Палм-Бич, Флорида, в апреле. На выставке под названием «Ювелирные изделия художников: от кубизма до поп-музыки» будет представлено более 150 предметов из коллекции Вене, а также сопутствующие работы тех же художников, взятые из фондов музея.
Жан Кокто. Мадам, 1960-е гг
Линда Бенглиз, брошь, 2000 г.
«Коллекция Дианы Вене не имеет себе равных», — сказал в своем заявлении Гислен д'Юмьер, директор и генеральный директор музея. «Ожерелья, кольца, броши, серьги, головные уборы и многое другое, что она собрала, отличаются невероятными деталями, выполненными в интересных материалах некоторыми из самых известных художников нашего времени».
Также представлены кольца Фрэнка Стеллы, Лоуэлла Несбитта и Рашида Джонсона а также браслет Лучио Фонтаны и редкое геометрическое ожерелье Мерет Оппенгейм, одно из девяти выпущенных экземпляров.
Лучио Фонтана. Пространственная концепция, 1967
Лучио Фонтана. Элисса Кончетто Спазиале, 1967
Музей отметил, что в состав коллекции входят как плодовитые ювелиры, как Колдер, так и те, кто создавал уникальные работы, включая Стеллу. Эти изделия также демонстрируют разнообразие мастерства: некоторые из них инкрустированы драгоценными камнями, некоторые сделаны из кованых металлов, а другие сделаны из нетрадиционных материалов (см. дизайн Джона Чемберлена из алюминия и краски).
«С самого начала человечества люди украшали себя драгоценными металлами и камнями — как способами классового различия и личного самовыражения», — сказала Дж. Рейчел Густафсон, главный куратор и научный сотрудник музея. «Эта выставка ликвидирует разрыв между ремеслом и изящным искусством, двумя творческими формами, которые редко пересекаются или интерпретируются в рамках одной выставки».
В эти объекты также вплетены личные истории, в частности, истории Венета. Скульптурная маска Ман Рэя (на фото) Optic Topic (1974), одна из главных экспонатов выставки, была куплена Вене для ее мужа. Первоначально задуманная как пара золотых солнцезащитных очков, окончательный дизайн пионера дадаизма переосмыслен, и был призван скрывать зрение владельца, придавая новое значение слову «маска».
На выставке также представлены драгоценности, которые возникли из дружбы Вене с художниками, в том числе и витое обручальное кольцо, которое она получила от Бернара:
Бернар Вене , Неопределенная линия (1985). Предоставлено художником. Фото: Дамиан Ношкович, Коллекция Дианы Вене.
Эти экспозиции будут сопровождаться картинами, скульптурами и фотографиями для дальнейшей контекстуализации объектов, а также звуковой работой Шейлы Конкари, которая включает аудиофрагменты размышлений Дианы Вене о ее замечательной коллекции.
«История этой коллекции во многом связана с моими дружескими отношениями в мире искусства за последние 40 лет», — говорила Вене. «В моей довольно странствующей жизни эта коллекция ювелирных изделий является, таким образом, интимным музеем, который я могу брать с собой повсюду, и сокровищницей, которую я могу найти по возвращении домой».
Пикассо, Великий фавн, 1974
Выставка пройдет в Художественном музее Нортона, Уэст-Палм-Бич, Флорида, с 12 апреля по 5 октября