
Широкий воротник Сенебтиси. Египет, гробница Сенусерта, конец – начало XIII в. (ок. 1850–1775 гг. до н. э.). Фаянс, золото, сердолик, бирюза. Головы соколов и подвески в виде листьев первоначально были изготовлены из позолоченного гипса, отреставрированы в позолоченном серебре. Глаза – изначально позолоченные бусины, отреставрированные в позолоченном гипсе.
Великолепие Метрополитен-музея, одного из величайших хранилищ мировой культуры, выраженной в искусстве и материальных объектах, не поддаётся классификации. Его сокровища охватывают тысячелетия и весь мир, стремясь запечатлеть все виды искусства, созданные человеком с незапамятных времён, во всех техниках. На прошедшей нескольким годами тому назад выставке « Ювелирные изделия, преображённое тело» , музей попытался объединить все эти разрозненные культуры в рамках одной всеобъемлющей экспозиции.
Кураторы музея, представляющие различные направления его специализации, предоставили экспонаты из своих отделов, чтобы проиллюстрировать стремление человека к украшению тела. Отобранные экспонаты, всего 230, были сгруппированы по темам, а не по хронологии или географии, что позволяет предположить новые связи. Некоторые из них очевидны, например, королевские особы, ссылающиеся на своё право носить определённые драгоценности, которые символизируют не только их относительное богатство, но и высокий социальный статус.

Золотые сандалии и напальчники. Египет, правление Тутмоса III, около 1479–1425 гг. до н.э.

Пара золотых серег с Ганимедом и орлом. Эллинистический период, около 330–300 гг. до н.э. Золото, горный хрусталь, изумруд

Свадебное ожерелье (тали), Индия, конец 19 века. Золото, нанизанное на черную нить
Эта концепция распространяется и на загробную жизнь, представляя собой погребальные украшения, включая пару золотых сандалий и напальчников времён правления Тутмоса III, около 1479–1425 гг. до н. э. Мы были бы гораздо беднее в своих знаниях о Древнем Египте, если бы не самоотверженность хранителей царских принадлежностей, которые заботились о том, чтобы самые драгоценные украшения были захоронены вместе с фараонами и царями. Помимо столь важных с исторической точки зрения ассоциаций, экспозиция уделяет особое внимание роли богов в различных культурах.
Другие темы менее чётко определены и не столь полезны: существует условная граница между объектами, выражающими «божественное» тело и «трансцендентное», «соблазнительное» тело и «сияющее» тело. Эти разделения создают ощущение удара кнутом для зрителя, которого бросает туда-сюда между эпохами и регионами.

Большая брошь со спиралями. Карпатский регион, 1200–800 гг. до н. э. Бронза.
Множество мужских украшений напоминают нам, что до недавних пор мужчины часто выражали своё богатство, статус и стиль с помощью роскошных украшений и драгоценных камней. На выставке представлены и современные ювелирные изделия, включая работы Лалика и Картье. Хотя большинство украшений изготовлено из материалов, характерных для данного региона, те, которые изготовлены из импортных материалов, представляют собой иной способ продемонстрировать богатство.

Браслеты с драгоценными камнями. Вероятно, Константинополь, 500–700 гг. Золото, серебро, жемчуг, аметист, сапфир, опал, стекло, кварц, изумрудная плазма.
Возможно, можно было бы также отметить, что обращение к материалам из других регионов или культур свидетельствует о стремлении к новизне. Почему раковины каури часто встречаются в ювелирных изделиях из удалённых от океана частей Африки, которые считаются символом статуса и богатства? Почему индийские махараджи привозили резные драгоценные камни французским ювелирам, чтобы те вставляли их в современные оправы? Их богатство позволяло им это, но не менее важным было и желание выглядеть современными и модными.