Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства

21 марта 2018
Редакция

Международный выставочный проект

«Шествие Золотого человека по музеям мира»

Реконструкция одеяния и вооружения «Золотого человека».Курган Иссык.

Исследователь: К.А.Акишев.

Исполнитель реконструкции:

К.Алтынбеков.

Датировка:V-IV вв. до н.э.

Материал: металл желтого цвета, замша.

Техника:штамповка.

Размер: һ-228 см, ширина – 66см.

Вес:51 кг.

Парное стреловидное украшение - украшение головного убора (оригинал). Курган Иссык.

Датировка:V-IV вв. до н.э.

Материал: металл желтого цвета.

Техника:штамповка.

Размер: 38х2 см.

Вес:22,30 гр.

Проба:выше 583 ниже 750

С 4 апреля в Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается уникальная выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства», которая представит культуру и искусство кочевников из собрания Национального музея Республики Казахстан. На выставке будет представлен символ Республики Казахстан «Золотой человек».

В конце 1960-х — начале 1970-х годов в окрестностях Алматы произошла археологическая сенсация: в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя, — «Золотого человека», — ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном» и признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей — крылатые кони-тулпары, — стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы.

Спустя почти полвека Национальный музей Республики Казахстан объявляет международное турне — «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут следования включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна – Россия, далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.

На выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V – IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по мнению археологов его возраст 17 – 18 лет).

Саки (в переводе с персидского означают «могучие мужи») — далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому – «олень»), в других древних источниках их образно описывали «турами с быстрыми конями». В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие на территории, где был обнаружен курган Иссык с захоронением «Золотого человека». В кургане найдено свыше четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина, который представлен на выставке. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, – один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.

Важнейшая особенность древнего искусства степи – господство зооморфных образов – так называемого «звериного стиля», отличительные черты которого - стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.

Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V-IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.

По мере утверждения христианства и мусульманства, «звериный стиль» постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.

Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, — но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции десятью металлическими предметами, датируемыми XV веком.

В Национальном музее Республики Казахстан хранится обширная коллекция (свыше тысячи предметов) по этнографии народов Центральной Азии и Северного Кавказа. Более шестидесяти образцов высокого ювелирного искусства из этих фондов привезены в Москву. Публике представлены ювелирные изделия XIX – середины XX веков, различные украшения, детали женского и мужского костюма, отдельные предметы бытовой культуры.

Выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» демонстрирует одну из самых ярких и впечатляющих традиций богатейшего наследия степной культуры Евразии.

В рамках выставки состоится лекция, которую прочитает Канторович Анатолий Робертович,доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой археологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Перстень-печатьс изображением солнцеликого человека(оригинал). Курган Иссык.

Датировка:V-IV вв. до н.э.

Материал: металл желтого цвета.

Техника:литье.

Размер: 2,7х 2,5 см.

Вес:22,10 гр

Проба:900

Бляха в виде барса (оригинал).

Курган Иссык.

Датировка:V-IV вв. до н.э.

Материал: металл желтого цвета.

Техника: штамп, рифление.

Размер: 5,5х3,7 см.

Вес:2,05 гр.; 1,40 гр.

Проба: 750

Гривна нашейное украшение (оригинал)

Датировка:

V-IV вв. до н.э.

Материал: металл желтого цвета.

Техника: литье.

Размер: д-13см.

Вес:102,20 гр.

Проба:750

Серьга с подвесками (оригинал). Курган Иссык.

Датировка:V-IV вв. до н.э.

Материал: металл желтого цвета, бирюза.

Размер: 3,1 х 2,4 см.

Вес:3,70 гр.

Скульптура птицы на дереве(копия) - украшение головного убора

Курган Иссык.

Датировка:

V-IV вв. до н.э.

Материал:металл желтого цвета.

Техника:штамп.

Размер: 17,5 х 2,5 см

Вес:9,45 гр.

Нитка жемчуга (оригинал).

Сайрамский клад.

Городище Сайрам.

Южный Казахстан

Датировка:начало XV в.

Материал: проволока из золота.

Техника: литье.

Вес: 0,27 гр.

Элемент головного убора(оригинал).

Таксай I, курган 6.

Западный Казахстан

Датировка:конец VI – середина V в. до н.э.

Материал:золото.

Техника: ковка, тиснение, пайка, зернь.

Размер: Дл. 1 - 45см, дл. 2 - 46см,

Вес:325 гр.

Название:Шекелик – Традиционные женские височные украшения.

Происхождение:Южный Казахстан.

Датировка:Конец ХІХ в.

Материал:серебро.

Техника:штамп, гнутье, скань, плетение.

Размер: 34,5 см.

Вес:76,51 гр.

Название:Сырга - Серьги.

Происхождение:Северный Казахстан

Датировка:начало ХХ в.

Материал:серебро.

Техника:штамп, скань, позолота.

Размер: 9,0х4,0 см.

Вес: 31,73 гр.

Название:Капсырма - Декоративная застежка для одежды.

Происхождение:Западный Казахстан.

Датировка:начало ХХ в.

Материал:серебро, стекло.

Техника:штамп, позолота.

Размер:5,5х2,5 см.

Вес: 53,03 гр.

Название:Кос блезик - Парные браслеты.

Происхождение:Западный Казахстан.

Датировка:начало ХХ в.

Материал:серебро, стекло.

Техника:штамп, скань, тиснение, ковка, зернь, позолота.

Размер: 7,5х6,0х5,0см.

Вес: 280,40 гр.

Название:Кудаги жузик – Традиционный перстень с ритуальным значением.

Происхождение:Западный Казахстан.

Датировка:конецХІХ в.

Материал: серебро, стекло,позолото.

Техника:тиснение, зернь.

Размер: 8,9 х 1,0 х 4,5 см.

Вес: 187,21 гр.

Название:Оймак жузик – Перстень- наперсток.

Происхождение:Западный Казахстан.

Датировка:ХІХ в.

Материал:серебро.

Техника:литье, ковка,штамп, зернь.

Размер: 1)2,3х2,5см, 2)2,2х1,5см.

Вес: 27,19 гр

Название:Белдик – Пояс.

Происхождение:Южный Казахстан.

Датировка:конец ХІХ в.

Материал:кожа, металл, стеклосплав

Техника:штамп, гравировка, насечка.

Размер:84х7,5 см.

Вес:1000 гр.

Название:Ониржиек – Традиционное женское нагрудное украшение.

Происхождение:Западный Казахстан.

Датировка:конец ХІХ в.

Материал:серебро,стекло.

Техника:штамп, сплав, тиснение, позолота.

Размер:65 х 9,3 см.

Вес: 421,2 гр.

Название:Ониржиек – Традиционное женское нагрудное украшение.

Происхождение:Западный Казахстан.

Датировка:конец ХІХ в.

Материал:серебро,стекло.

Техника:штамп, сплав, тиснение.

Размер:61,2 х9 см.

Вес:334,56 гр.

Название:Ониржиек - Традиционное женское нагрудное украшение.

Происхождение:Западный Казахстан.

Датировка:конец ХІХ в.

Материал:серебро,стекло, позолота.

Техника:штамп, зернь, скань, тиснение.

Размер:48,3х7,3см.

Вес: 322,66 гр.

Название:Тумар.(Тазалык куралы) – Амулет (Гигиенический набор.)

Происхождение:Южный Казахстан

Датировка:Начало ХХ в.

Материал:серебро,стекло, коралл.

Техника: штамп, зернь, тиснение.

Размер: 28,5х6,5 см.

Вес: 78,29 гр.

Источник: www.vmdpni.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом