Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Исторический музей показывает свою коллекцию Фаберже

28 ноября 2019
Редакция

Не прошло и года после того, как в музее "Новый Иерусалим" был показан большой межмузейный проект "Стиль Фаберже. Превосходство во времени", и вот Исторический музей продолжает тему. Выставка "Фаберже и придворные ювелиры" в ГИМе (ее можно увидеть до 30 апреля) предлагает взглянуть на изделия знаменитой фирмы в контексте ювелирного искусства второй половины ХIХ - начала ХХ века. Среди более 300 экспонатов - вещи из царских дворцов, церковная утварь и впервые представленная коллекция серебра из полковых музеев.

Эпоху Серебряного века не зря называют иногда русским ренессансом. Если говорить о плеяде выдающихся ювелиров, работавших в России на рубеже XIX-ХХ веков, то в их произведениях Серебряный век стал буквально золотым и бриллиантовым. К примеру, изящная рамка с портретом княгини Зинаиды Юсуповой, изготовленная фирмой Фаберже, обрамлена ландышами из жемчуга, золота и эмали. Золотой браслет работы Ивана Чичелева (что ныне - большая редкость, - прим. "РГ") украшен рубинами и жемчугами. Сверкает сапфирами, изумрудами, рубинами ларец из серебра и порфира, что был сделан московской фирмой Ивана Хлебникова и поднесен цесаревичу Алексею в дни празднования 300-летия Дома Романовых. К этой же дате нижегородское дворянство заказывало у Хлебникова массивное блюдо - с чеканкой и драгоценными камнями. "Буйство форм", которым, по словам Алексея Левыкина, директора ГИМа, отмечены представленные на выставке экспонаты, действительно, впечатляет.

"Встреча" произведений ювелиров московских и петербургских школ - один из центральных сюжетов выставки. Если петербургские ювелиры ориентировались в большей степени на европейских мастеров, то московская ювелирная школа - на национальные традиции. Возрождение декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству, использование сложных технологий сканей и эмалей, использование фольклорных мотивов отличало работы московских ювелиров рубежа веков. Так что, увидев изящную cолонку, сделанную по образу и подобию холщового мешка Игнатием Сазиковым, который считается основоположником русского стиля в ювелирном искусстве, или кружку с изображением девичьего хоровода, или серебряный пресс для бумаги, представляющий скульптурную группу крестьянских детей, которые читают книжку, можно не сомневаться, что перед нами - произведения московских мастеров. Исторический стиль, или "стиль национальной романтики", был очень популярен на рубеже веков. Не в последнюю очередь благодаря произведениям, вышедшим из мастерских фирм Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова.

View this post on Instagram В собрании Исторического музея находится альбом-ларец, который был поднесен П. Овчинниковым цесаревичу Александру Александровичу (будущему императору Александру III) на Всероссийской выставке 1876 года в Петербурге и хранился в его библиотеке в Александровском дворце. В альбом вложены 19 фотографий с клеймом придворного фотографа «Его Императорского Государя Наследника Цесаревича М. Настюкова в Москве». На них изображены фабрики и школы, в том числе скульптурная, токарная, чеканная, позолотная мастерские, больницы, гимнастическая зала, спальни для учеников, церковный хор. ⠀ Крышка альбома украшена серебряным медальоном с государственным гербом Российской империи, императорской короной и надписью: «СЪ НАМИ БОГЪ», а также фигурами архангелов с цветными эмалями по рельефу на фоне великокняжеской горностаевой мантии. ? Работы ювелирной фирмы Овчинникова можно увидеть на выставке «Фаберже и придворные ювелиры». ⠀ ____________________ Альбом-футляр с фотографиями фабрики П. Овчинникова. Москва, 1876 год. #Фаберже #ПридворныеЮвелиры #КоллекцияГИМ #выставка A post shared by Исторический музей (@state_historical_museum) on Nov 21, 2019 at 9:31pm PST

Петербургские же ювелиры группировались вокруг Карла Фаберже. Главный поставщик Российского Императорского двора и многих королевских дворов Европы, Фаберже стал символом синтеза европейских традиций и национальной русской тематики. Работы мастера, настаивавшего на том, что ценность изделия - в качестве вложенного в него труда, считались вершиной ювелирного искусства. Коллекции работ Фаберже, которая хранится в ГИМе, отдан центральный раздел выставки.

Другая часть экспозиции посвящена предметам церковной утвари. Здесь впервые можно увидеть икону "Преображение", привезенную великим князем Сергеем Александровичем из Палестины. В России он заказал оклад для нее в одной из лучших петербургских фирм - братьев Грачевых. Икона была подарена Преображенскому собору Петербурга, который традиционно был храмом Преображенского полка.

Отдельная увлекательная история - собрания полковых музеев, где хранились памятные дары, и не только. Военные реликвии боевых частей, серебряная скульптура, кружки и чарки с памятными знаками, созданные ювелирами петербургской школы, составили необычный раздел полкового серебра.

View this post on Instagram Вы уже запланировали визит на выставку «Фаберже и придворные ювелиры»? 300 шедевров русских мастеров из собрания Исторического музея впервые представлены в рамках единой экспозиции. Мы ждем вас! ? #Фаберже #ПридворныеЮвелиры #выставка #историческиймузей A post shared by Исторический музей (@state_historical_museum) on Nov 22, 2019 at 11:22pm PST

Источник: rg.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом