Сокровище, которое помогло восстановить рецепты и технику древней выемчатой эмали. В России княгиня Мария Тенишева больше известна как меценат и педагог. А в Западной Европе – как художник-эмальер. В канун дня рождения Марии Тенишевой сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника показали несколько предметов из так называемого банковского вклада княгини. Это ее мемориальные вещи, которых сохранилось не так много. Большая часть из этих экспонатов никогда не выставлялись. Сама Мария Тенишева считала коллекцию утраченной.
Эти золотые украшения были созданы во II веке до нашей эры. Здесь и древнеегипетская печатка в форме скарабея, на обратной стороне – иероглифы. И подвеска со стеклянными вставками. Особенно примечательны золотые серьги с головами бычков, украшенные вставками из голубой пасты. Известно, что они из Тавриды. Работа настолько тонка, что сквозь увеличительное стекло можно рассмотреть даже прорисовку шерсти.
Валентина Склеенова, научный сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника, исследователь наследия М.К. Тенишевой:
«Это так называемый «звериный стиль». Мы относим их к изготовлению скифских мастеров. Работа очень тонкая, изящная. Выполнена явно каким-то хорошим городским мастером».
Хранитель фонда Валентина Склеенова показывает фото этих самых серег и других предметов из коллекции на страницах книги Марии Тенишевой. Благодаря изучению десятков ювелирных изделий, в том числе этих, была написана диссертация «Эмаль и инкрустация». Она была опубликована только один раз – в 1930 году, уже после смерти княгини. Уезжая в 1919 году сначала в Крым, потом в Париж, Тенишева положила коллекцию в банк и поручила ее семье Орфановых. Не имея новостей из Москвы, княгиня считала, что коллекция утрачена.
Валентина Склеенова, научный сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника, исследователь наследия М.К. Тенишевой:
«После Октябрьской революции банки еще с полгода полностью работали. Видимо, в этот период семья Орфановых получила этот банковский вклад.
Все-таки они сохранили и во время войны. А коллекция эта очень значительная. Она и в материальном плане очень значительная. Она обратилась к кому-то из своих знакомых, которые посоветовали ей обратиться в смоленский музей».
В «банковском вкладе» Тенишевой было более 500 предметов, она собирала их по всему миру много лет. Почти на каждом из них есть вставки из стекла, пасты или эмали. Благодаря им Тенишева восстановила технику выемчатой эмали, одну из наиболее трудоемких и древних. Это не только античные, но и также западноевропейские и древнерусские изделия XVII-XVIII веков. Например, ножницы с перламутровыми кольцами со вставками золота и эмали. Или серьги в форме полумесяцев, украшенные эмалью, рубинами и изумрудами. Княгиня надеялась, что у ее исследования будет продолжение, о чем написала в диссертации.
Валентина Склеенова, научный сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника, исследователь наследия М.К. Тенишевой:
«Изучение эмалевого дела в период его «возрождения», то есть в период его средневековья, «явится уже целью последующего труда». Но последующего труда не состоялось».
Переехав в Париж, Мария Тенишева была вынуждена работать только на заказ, возможности заниматься наукой у нее уже не было. Сохранившаяся благодаря преданности друзей Тенишевой уникальная коллекция ювелирных изделий была передана в смоленский музей в 1970 году.