В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства подведены итоги Юбилейного, 25-го всероссийского конкурса камнерезного, ювелирного и гранильного искусства им. А.К. Денисова-Уральского «Металл, камень, идея-2024». Итак, раскрываем главную интригу конкурса обзором на работы-победители основных номинаций.
В этом году в конкурсе приняли участие 282 художника из 28 регионов России, представив в Музей 555 работ — абсолютный рекорд «Металл, камень, идея».
Победитель номинации «Ювелирная классика» —Анастасия Орлова из Костромы. Художница заканчивала КУХОМ РГХПУ им. Строганова; в ее портфолио — первое место в конкурсе JUNWEX-2012, «Приз зрительских симпатий» конкурса Swarovski, два призовых места в конкурсе «Типичный ювелир». В конкурсе «Металл, камень, идея» Анастасия участвует впервые. Из концепции подвеса «Журавли»:
«Мои журавли разлетаются в разные стороны, разрывая связи и привязанности. Они открывают новые пути, шумно взмахивая сильными крыльями, отпуская прошлое, оставляя лишь память о нем. Для меня это очень личная работа — она помогла мне пережить смерть мужа в конце 2023 года. Я смогла сублимировать свои переживания в творчество».
«Мои белые птицы
Разлетаются в разные стороны
Шумным взмахом крыла
Не давая вернутся мне вспять
Мои белые птицы
Разделите, пожалуйста, поровну
Заберите всё то,
Что мешает мне снова летать»
Подвес «Журавли». 2024. Кахолонг, рубины, бриллианты, серебро, титан, синтетический шнур
Лучшей в номинации «Концептуальное ювелирное украшение» признана пара колец «Пандан» художника из Москвы Дмитрия Бобылева (Бо). Дмитрий обучался в Британской высшей школе дизайна; в «Металл, камень, идея» также участвует впервые.
«Привязанность — это способность сердца ощущать связь с другим. Это похоже не на сигнал, бегущий по медным жилам подводного кабеля между континентами, а, скорее, на детскую игрушку - стаканчики с натянутой между ними нитью».
Пара колец «Пандан»
• Кольцо «Номер 1». 2024. Шакудо, серебро, медь, золото
• Кольцо «Номер 2». 2023. Серебро, бронза, медь
В номинации «Ювелирный дизайн» победил Игорь Розанов из Екатеринбурга с серией колец коллекции «Anima». Игорь обучался в Тольяттинском училище искусств, Тольяттинском государственном университете и Школе Шароновых. Член Творческого Союза Художников России и Международной Ассоциации «Союз дизайнеров». Участник и лауреат многих конкурсов: RUSSIAN ART WEEK, «Образ и Форма», «Ювелирный Олимп», «Серебряный бабр», Конкурс авторского ювелирного искусства в Калининграде, конкурсы Гохрана России, конкурс-биенале «Придумано и сделано в России», «Мистерия будущего или ювелирный футуризм». В «Металл, камень, идея» участвует второй раз.
Источником вдохновения для коллекции послужил животный мир, каждый представитель которого сам по себе является произведением искусства природы. - В кольце №1 считывается голова антилопы.
- Кольцо №2 представляет собой моллюск, наполовину закрытый своей раковиной.
- Кольцо №3 – это скат, обнимающий палец крыльями-плавниками.
Серия колец «Anima». 2024:
• Кольцо №1 «Антилопа». Серебро
• Кольцо №2 «Моллюск». Серебро
• Кольцо №3 «Скат». Серебро
КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО
В номинации «Камнерезное искусство» (твердый камень) первое место занял Вячеслав Леонтьев из Мастерской Сергея Фалькина (Санкт-Петербург) с композицей «Танец».
Композиция «Танец». 2024. Бразильский агат
Вячеслав Леонтьев заканчивал Кунгурский государственный художественно –
промышленный колледж. За плечами камнереза — Гран-при 23-его «Металл, камень, идея – 2022», диплом I степени в конкурсе Гохрана России, диплом III степени «Серебряного бабра», 2 место в выставке «Ювелирный Олимп».
Второе место в номинации «Камнерезное искусство» (твердый камень) занял Вячеслав Иванов из Санкт-Петербурга с арт-объектом «Дракона-мама». Работа находится в коллекции фонда Maximilian Art Foundation.
Камнерезный арт-объект «Дракона-мама». 2023. Обсидиан
Вячеслав Иванов обучался в ЛГПИ им. Герцена (Ленинград). Лауреат и призёр конкурса «Ювелирный Олимп». Концепция работы:
«Последние 20 с лишним лет мы с вами живём в информационных потоках, связанных с драконами. Началось это с трилогии «Хоббит», а продолжилось сериалом «Игра престолов», к которому в последние два года вышли два сезона приквела «Дом дракона». Завершающийся сейчас год как раз является годом дракона, и автору очень захотелось высказаться на эту тему после создания работы из агата «Король ночи глядит в драконьи очи». Ключевым персонажем «Игры престолов» является Дейнерис Таргариен — Бурерождённая. Одно из основных имён, которое она носит — Мать драконов. Но дракона может породить только другой дракон, и именно этот сюжет лежит в основе композиции Вячеслава Иванова. Дракона-мама высиживает отложенное ею яйцо, согревая его теплом своего брюха».
Третье место в номинации «Камнерезное искусство» (твердый камень) занял петербургский художник Эдуард Виноградов с работой «Горгона Медуза». Работа также находится в коллекции фонда Maximilian Art Foundation.
Объект камнерезного искусства «Горгона Медуза». 2024. Дымчатый кварц
Эдуард Виноградов — призёр и лауреат конкурсов «Типичный ювелир», «Серебряный Бабр», «Металл, камень, идея», Конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства (Калининград). Из концепции:
«Классическое древнегреческое изображение Горгоны Медузы предлагает нам образ измученной девушки с лицом, наполненным страданием. Оно и понятно: мало того, что она была изнасилована Посейдоном в храме Афины, так еще и последняя, не проявив никакой женской солидарности, прокляла несчастную, обратив её в чудовище, чей взгляд превращает смотрящего в каменную статую. По сути своей Горгона Медуза была первым скульптором — нужно было лишь добиться верной позы от живого героя и взглянуть ему в глаза. Образ Горгоны, воплощенной в дымчатом кварце, лишь отдалённо похож на классический. Медуза Эдуарда Виноградова уже не страдает. Она сама ярость и разрушение. Это скорее воплощение богини смерти и разрушения Кали из индуистского пантеона. Агрессия этой Медузы такова, что она не обращает в камень, а просто испепеляет взглядом, разлагая героев на атомы, как бог Агни. Это образ женщины, разочаровавшейся в любви и семейных ценностях, и вставшей на путь аннигиляции всего живого».
Первое место в номинации «Камнерезное искусство» (мягкий камень) занял Максим Шемелин. В этом году награды удостоилась его скульптура малой формы «Барханы».
Максим Шемелин — один из призеров-рекордсменов «Металл, камень, идея» (в доказательство прикладываем в галерею фото наградных призов конкурса из личной коллекции художника). Художник — основатель семейной мастерской «Там, где оживают камни» в Кунгуре.
Жюри конкурса оценивают не художников, а их произведения. Поэтому возможны подобные ситуации — второе место в номинации «Камнерезное искусство» (мягкий камень) также занял Максим Шемелин, уже с работой «Полет во сне».
Скульптура малой формы «Полет во сне». 2024. Талькохлорит, ангидрит, агат
Третье место в номинации «Камнерезное искусство» (мягкий камень) тоже отправилось в Кунгур, Николаю Овечкину из мастерской «Там, где оживают камни».
Скульптура малой формы «Мышка». 2024. Талькохлорит
УКРАШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА
Первое место в номинации «Украшение интерьера» занял художник из Екатеринбурга Игорь Дар. Сердца жюри растопила его лаконичная «Рыба Луна».
Скульптура «Рыба Луна». 2023. Латунь, серебрение, чернение, кварцит
Игорь Дар обучался в Кунгурском художественном училище, Уральском архитектурно-художественном университете. Состоит в Союзе художников России. Неоднократный участник и призер «Металл, камень, идея». Из концепции работы:
«В воде отражается луна. Рыбка подплыла к самой поверхности воды и восхищается её красотой. И мечтает ...».
Приз за второе место в номинации «Украшение интерьера» отправился в Пермь, Александру Авксёнову. Художник представил на конкурс серию работ «Жизнь», «Мальчик в кимоно», «Мишка с мишкой», «Цапля», «Цвет весны». В этом году Александр Авксёнов третий раз участвовал в конкурсе «Металл, камень, идея».
Серия работ «Жизнь», «Мальчик в кимоно», «Мишка с мишкой», «Цапля», «Цвет весны»
Композиция «Цвет весны» 2022 года из серебра, золота, бронзы награждена специальным дипломом Музея янтаря. Как сказал на церимонии награждения директор музея Константин Петунин, это тонкая прочувственная работа с вессенним настроением...
Третье место в номинации «Украшение интерьера» — у уральского художника Виктора Мирошникова.
Композиция «Знак зодиака «Весы»». 2024. Медь, латунь, топазы, стразы
Виктор Мирошников — настоящий старожил конкурса «Металл, камень, идея», мастерски работающий с медью. Этот металл занимает особое место в его сердце – художник любит ее за пластичность, а также за то, что из этого металла можно ковать даже ювелирные украшения. Член Союза художников России.
СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Первое место среди студентов-ювелиров в этом году заняла Алена Яшина из Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (филиал) Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова с колье «Уральское». Руководитель: Лазарева М.А. Концепция:
«За основу формы колье было взято произведение ювелира Аксиньи Проскура «Лунная страница, маянящая в лето», сюжетом послужил главный персонаж из сказа П.П. Бажова «Великий Полоз» – человек – змей. Он угадывается в изогнутой форме колье, тонировке бронзы, придающей металлу фактурность; криволинейные пропилы на медной основе имитируют кожу змея, усыпанную желтыми и зелеными фианитами, латунные вставки передают образ Великого Полоза. Колье выполнено в два слоя, соединенных между собой штифтами, между этими слоями присутствует небольшое пространство, что придает изделию дополнительный объем, как у волшебного змея. В декорировании колье применен традиционный уральский самоцвет – сердолик. Крупный агат естественной природной формы раскрывает красоту Урала, его лесное богатство. Если присмотреться к рисунку камня, то в верхней части агата можно увидеть стремительно бегущую лисичку. А лисичка у Бажова – помощница дочери Великого Полоза. Этот природный каменный образ усиливает эмоциональную составляющую изделия, делает его более теплым, человечным и сказочным».
Колье «Уральское». 2024. Медь, латунь, агат, сердолик, цветные фианиты, кожа
Второе место в номинации «Студенческая работа» (ювелирное искусство, художественный металл) заняла Софья Кутчер из Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова с ювелирным гарнитуром «ПРОУН». Руководитель: Береговой М.А. Концепция:
«Темой проекта стала острая экологическая проблема. А именно — экокатастрофа на Северном Урале. Летом 2024 Росгидромет зафиксировал в реке Сосьве на севере Свердловской области рекордное загрязнение металлами. В настоящий момент достоверно известно об отравлении шести малых рек: Ольховки, Черной, Банной, Тамшера, Шегультана и Тальтии, а также двух крупных: Ивделя и Сосьвы. Серия колец «Кислая вода» посвящается уральским рекам, ставшим зелеными из-за добычи меди. В них не стало рыбы, по берегам умирают животные и лес, а люди жалуются на тяжелые заболевания.
Кольцо «Ивдель»:
Открывает серию кольцо, посвященное реке Ивдель. Так, идея кольца – передать прерванное спокойное течение.
Кольцо «Сосьва»:
В реках Северного Урала до недавнего времени водились хариус, таймень, чебак, язь, окунь и щука. А в Сосьве водились благородные рыбы —таймень и нельма. Теперь о них можно только вспоминать. Образ реки реализуется через образы краснокнижных рыб (нельма и таймень).
Кольцо «Ольховка»:
Ольховка — узкая река, всего лишь два метра шириной, чье дно устлано нитчатыми водорослями — вредоносным видом, обволакивающим все остальные растения в водоеме убивающим их.
Кольцо «Концентрация 309»:
Самое крупное и эффектное. Оно не отсылает к конкретной реке, —манифестирует: «Чистая река важнее меди». Концентрация меди в воде Сосьвы по последним показателям превышает предельно допустимый уровень в 1 пдк в 309 раз – отсюда и название».
Ювелирный гарнитур «ПРОУН». 2024. Латунь, мельхиор, поделочный камень долерит, трубка ПВХ
Третье место в номинации «Студенческая работа» (ювелирное искусство, художественный металл) заняла Юлия Ивашкина (Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, руководитель —Денисова Е.В.). Концепция:
«Ювелирный гарнитур, вдохновленный знаменитой сказкой о Золушке, представляет собой уникальное и волшебное произведение искусства. Он включает в себя изысканное кольцо, в котором с завораживающей тонкостью спрятана миниатюрная туфелька Золушки. Двойная брошь, своим дизайном отражающая карету, также утонченно декорирована голубыми топазами, которые символизируют мечты и романтику. Брошь выполнена в форме кареты, с плавными линиями и изящными деталями, которые напоминают о великолепии волшебной ночи. Замысловатая отделка включает в себя золотые элементы, придающие изделию сияние и роскошь, а сама брошь может быть использована как отдельно, так и в сочетании с кольцом, создавая гармоничный и стильный образ. Этот ювелирный гарнитур станет идеальным подарком для романтичных натур и ценителей сказочной эстетики, позволяя носить частичку волшебства и сказочной истории с собой».
Кольцо и брошь «Золушка». 2024. Серебро, топазы
Среди студентов-камнерезов больше всего отличился студент Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Игорь Трухин. Концепция:
«Как утверждал Юнг, мотив ребенка – это «образ некоторых обстоятельств собственного детства, позабытых нами», а в общем смысле «мотив ребенка репрезентирует предсознательный аспект детства коллективной души», ничто иное, как коллективный опыт, складывающийся веками, заключенный в бессознательное каждого человека. Процесс индивидуации человека это раскрытие своего собственного «Я», обращение к внутреннему ребенку через уход от бессознательного к посвящению во внешнюю и внутреннюю действительность. Образ ребенка несет в себе двойственность – хрупкость, незащищенность перед лицом окружающего мира сочетаемые с сохранением себя и своей «Самости», иногда не осознаваемые, но живущие в бессознательном. Все та же двойственность заключена и в самой работе, образ ребенка сочетается с несвойственной ему «взрослой» эмоцией обращения в себя. Переход слоя в камне и использование стилизации формы в жанре фантастического реализма подчеркивают дуализм скульптуры».
Скульптурная миниатюра «Архетип ребенка». 2024. Моховой агат
Второе место в номинации «Студенческая работа», камнерезное искусство - у студентки Уральского Государственного горного университета Яны Филимоновой (руководитель: Зиналиев А.В.).
Камнерезное изделие «Ужас глубин». 2024. Обсидиан, скарн
Третье место — также у студента Уральского Государственного горного университета Николая Анкушина (руководитель: Зиналиев А.В.)
Камнерезное изделие «Лягушка». 2023. Лазурит
УЧЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА
1 место — у Лидии Перваковой, Нижний Тагил. Руководитель: Бонденков С.А.
Гипноглиф «Осенний лист». 2024. Шайтанский переливт
Второе место — у Анны Гавриченковой, Уральский техникум «Рифей. Руководитель: Пуртова С.В., Колтаков А.В.
Композиция «Шкодница». 2024. Мрамор, обсидиан, коралл
Третье место — у Яны Зотченко, МБУДО г. Иркутска Детская школа искусств № 5. Руководитель: Богомолов Е. В.
Арт-объект «Щегол». 2023. Алюминий, поталь; чеканка
ЛУЧШЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗ МЕТАЛЛА И КАМНЯ
В новой номинации этого года одержал победу екатеринбургский художник Денис Созин с работой Арт-объект Лорнет из серии «Karma Killer…».
Арт-объект Лорнет из серии «Karma Killer…», модель «Моя бабушка курит трубку…». 2024. Подстаканники, курительная трубка, перо совы, конский волос, серебро, эмаль
Денис Созин — обладатель Гран-при «Металл, камень, идея» прошлого, 2023, года, победитель ювелирной номинации конкурса 2022 года.
ОГРАНКА САМОЦВЕТОВ
В самой, к сожалению, малочисленной номинации конкурс награждены Эдуард и Надежда Ахметшиных из Москвы. Диплом вручен за работы кольцо-спиннер «Цветок папоротника», ограненный камень «Подсолнух» и коллекцию огранённых топазов «Зимняя».
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ им. А.К. Денисова-Уральского
«За самое страстное ювелирное произведение»
В номинации, учрежденной к 25-му, юбилейному конкурсу, одержал победу калининградский художник Константин Юмин.
Брошь «Плод природы». 2024. Серебро, янтарь, хризолиты, гранат
Специальный приз им. А.К. Денисова-Уральского
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ им. А.К. Денисова-Уральского
«За самое пылкое камнерезное произведение»
Второй специальный приз получила Александра Баландина (СПГХП Академия им. А.Л. Штиглица, руководитель Багаутдинов А.И.).
Кабинетная пластика «Ниоба». 2023. Латунь, галька
Диплом имени Г.Б. Зайцева:
Денис Созин
Арт-объект «Время разбрасывать камни и время собирать». 2021. Бумага, кварцевый песок, денежные знаки РФ, ювелирная изложница для отливки металла; папье-маше
Диплом им. М. Л. Бабина:
«За воспитание нового поколения камнерезов и ювелиров»
Зиналиев Анатолий Владимирович, Уральский государственный горный университет
Обладателей спецдипломов от жюри, партнеров и «Выбор музея» — покажем в следующей публикации.
Фото с награждения победителей можно найти по ссылке.