Хотя термин «микромозаика» в настоящее время ассоциируется с мозаиками, созданными в XVIII веке, стремление создавать максимально тонкие мозаики с использованием миниатюрных стеклянных (или каменных) элементов существовало еще в древности.
Впервые они были сделаны в Месопотамии около шести тысяч лет назад. В конце 18 века эта давно существующая техника стала декоративным искусством и часто использовалась в ювелирных изделиях. В 2022 году она была широко представлена в Швейцарии, на выставке GemGenève, которая поставила перед собой задачу сделать эту технику вновь модной. Для эти целей организаторы выставки в том году посвятили целое выставочное пространство великолепному искусству микромозаики!
Микромозаика на браслете с бриллиантовой клеткой от Vamgard, 2016 © Коллекция Фэрбера
Браслет состоит из сочлененных прямоугольных панелей из woodcarbon (обожженная и текстурированная древесина), соединенных золотыми рамками, окаймленными рядом бриллиантов одинарной огранки общим весом 6,89 карата, панели украшены мотивами бабочек, улитки, сверчка и ветки красных ягод их микромозаики, оправлены в 18-каратное розовое золото.
Выставка
От Швейцарии до Италии, от виллы Боссеас до коллекции Жильбера в Музее Виктории и Альберта, от «Голубей Плиния» до браслета «Сон Карпы Кои» Маурицио Фиораванти — выставка «Микромозаика сквозь века» предложила посетителям обзор этого почти утраченного искусства и мастерства посредством непритязательной сценографии.
Выставка объединила фрагменты римских мозаик с археологического памятника Аванш (Швейцария) и геометрические мотивы одной из великолепных мозаик с памятника Вилла Бошеаз около Орба (Швейцария), с образцами ювелирных изделий конца XVIII — начала XIX века, включая микромозаики с фигуративными элементами, типичными для периода «Гранд-тура» и моды того времени. Кроме того, были представлены совершенно исключительные работы современного художника-микромозаика Маурицио Фиораванти (Vamgard); таким образом, выставка проследила линию мастерства микромозаики длиной в 2000 лет.
Браслет «Сон Карпов Кои», художник-микромозаичист Маурицио Фиораванти, 2017 г. Браслет из микромозаики, углеродного волокна и бриллиантов. © Коллекция G. Torroni SA
Сокровища из частных коллекций Римского музея в Аванше (Roman Museum in Avenches) и галло-римской виллы Орб-Босеаз (Orbe-Boscéaz)
Мозаика Божеств
Открыта в 1862 году – Вилла Боссеаз, Орб (Вермонт)
Эта мозаика является самой замечательной в Швейцарии и одной из самых богатых мозаик на Западе. Она была выполнена очень тонко и тщательно). Ее тринадцать фигурных медальонов были сделаны из тессер размером от 3 до 5 мм. Богатая цветовая палитра тессер – почти двадцать цветов – обеспечивается используемыми материалами: натуральными или обожженными камнями, цветной стеклянной пастой, керамикой. Эта плитка украшала зону отдыха в ванной комнате виллы. Фигуративные изображения, выложенные по спирали, соответствуют семи планетарным божествам, почитаемым во времена Римской империи. Это боги, которые дали свои имена дням недели, как их называют и сегодня (в основном на французском языке). Согласно порядку чтения медальонов в центробежном движении, от входа в комнату, обозначенную геометрической панелью, вы можете увидеть:
Сатурн, бог времени, урожая и виноградарства, держит змею в левой руке (суббота: Saturni dies (лат)–Saturday (англ) – samedi (фр.);
Солнце, бог Солнца, управляющий своей квадригой* (воскресенье: Solis dies (лат)– Sunday (англ));
Луна, богиня Луна, управляющая своей колесницей* (понедельник: Lunae dies (лат) – lundi (фр));
Марс, бог войны, на троне, который несут две Виктории (вторник: Martis dies (лат) – mardi (фр));
Меркурий, божественный посланник, сидящий верхом на баране (среда: Mercurii dies (лат) – mercredi (фр));
Юпитер, царь богов, восседающий на орле и держащий молнию и скипетр (четверг: Jovis dies (лат) – jeudi (фр));
Венера, богиня красоты, смотрящая на себя в зеркало и восседающая на скамье, которую несут два Купидона (пятница: Veneris dies – vendredi (фр));
На оси север-юг два других медальона иллюстрируют мифологических персонажей: Ганимеда, которого орел Юпитера подхватил, чтобы он стал виночерпием богов, и Нарцисса, любующегося своим отражением в воде.
Ассоциируемые с Венерой морские боги — тритоны и нереиды с рыбьими хвостами — обрамляют композицию, символизируя океан, окружающий земной мир.
Бюсты Времен года расставлены по углам ковра, завершая циклическое время, обозначенное божествами недели. Только Весна и Осень все еще видны.
Вокруг центральной панели фриз показывает сцену охоты с животными в полном разбеге: собаками, лошадьми, кабанами, львом, быком, пантерой, оленями и ланями, а также бородатым охотником с гончей на поводке. Он иллюстрирует охоту, которая происходила в поле и в амфитеатрах.
Вилла Боссеас (Villa Bosceaz)
Во II веке н. э. самая большая римская ферма (villa rustica) к северу от Альп находилась на плато Бошеаз, к северу от современного города Орб.
Следуя модели латифундии, вилла включала ферму и роскошную резиденцию ее владельца, расположенную в центре огороженной территории размером 16 га. В окрестностях поля, пастбища, леса и водоемы составляли часть собственности, фундус, который эксплуатировался примерно десятью сельскохозяйственными рабочими, свободными людьми и/или рабами.
Жилая зона, симметричная по дизайну, простиралась на 230 м в длину и включала здания, дворы, колоннады и декоративные сады. С террасы 300 x 30 м открывается вид на равнину и панораму Альп. Этот большой дворец примерно из ста комнат включал около десяти, украшенных мозаичными полами.
Обнаруженные между 1845 и 1994 годами, девять мозаик сохранились in situ (на месте), восемь из них в настоящее время доступны для публики. Это самый значительный набор римских мозаик, которые можно увидеть в Швейцарии. Учитывая, что из корпуса из 500 мозаик, обнаруженных в Швейцарии, только около сорока, сосредоточенных вокруг региональной столицы Аванш, имеют образные темы, значимость виллы д'Орб-Бошеаз очевидна, где шесть из десяти мозаик являются образными!
Мозаика «Времена года», Римский город и музей в Аванше / Авентикум (Вермонт)
Фрагменты престижной мозаики, созданной в 200 г. н. э. и вновь обнаруженной в 1822 г. в Аванше. Она представляет собой олицетворения времен года, а также животных (льва, оленя, птицу и т. д.) и является лучшей мозаикой, которая была раскопана в римском городе Авентикум.
Здание, которое она украшала, огромный загородный дом, построенный недалеко от римской городской зоны, известен только по видам с воздуха. Недокументированные раскопки 1822 года обнаружили лишь несколько фрагментов этой особенно тонкой мозаики, которая, должно быть, покрывала пол большой приемной.
Римский город Авентикум, столица гельветского племени (гельветы – кельтское племя, населявшее северо-западную часть современной Швейцарии, римляне называли её Гельвецией) управлял территорией, которая простиралась от озера Леман до озера Констанц, между массивом Юра и Альпами. Сто двадцать мозаик, включая эту, были заново обнаружены там с 1676 года.
Другие предметы, которые были представлены на выставке:
Шкатулка из лазурита и авантюрина с изображением собаки.
Считается, что автор — Виченцо Раффаэлли. Около 1850 года.
© Коллекция G. Torroni SA
Редкий двусторонний браслет с изображением памятников Древнего Рима на белом фоне и аллегорических животных на синем фоне. Около 1800 г. © Коллекция G. Torroni SA
Старинный головной убор, около 1810 г. Это аллегория Мифа о Психее. Птица представляет Эроса на колеснице, запряженной Психеей, представленной бабочкой. © Коллекция Фэрбера
Состоит из полупрозрачной пластины из опалесцирующей пасты, в центре которой находится овальная микромозаика с изображением птицы на колеснице, запряженной бабочками, обрамленная двумя меньшими микромозаиками с изображением бабочек, каждая из которых инкрустирована имитацией авантюрина, передняя часть выполнена из золотой проволоки в виде завитков с зернистыми деталями и акцентами из морского жемчуга. Микромозаики приписываются Джакомо Раффаэлли (Рим, 1753–1836 гг.), около 1810 г., передняя часть — около 0,8 x 12,0 x 14,0 см, центральная микромозаика — около 2,0 x 3,0 см, боковые микромозаики — около 0,8 x 1,0 см.
Старинная микромозаичная золотая брошь, около 1860 г.
Круглая брошь, центр которой — микромозаика на основе из охристой смолы, изображающая Агнца Божьего в золотом нимбе, несущего штандарт с крестом на звездном фоне, в обрамлении золотой оправы в нео-этрусском дизайне, украшенной золотой зернью с надписью ECCE AGNUS DEI (Вот Агнец Божий), Микромозаика оправлена в желтое золото около 1860 г., диаметр около 5,3 см. ©Коллекция Фэрбера
Микромозаичная парюра, около 1809 г. © Частная коллекция. В комплект входит гребень, ожерелье, пара серег и брошь.
Подарена Каролиной Бонапарт, сестрой императора Наполеона, женой Иоахима, принца Мюрата, маршала империи, великого герцога Бергского и Клевского, принца Французского, короля Неаполя между 1808 и 1815 годами, по случаю бракосочетания Альфонса де Кольбера Шабане, графа Шабане, и Эжени Петье.
Иоахим Мюрат, великий герцог Бергский, король Неаполя, маршал Империи, и Каролина Бонапарт, принцесса Французская, графиня Липона, королева Неаполя, были свидетелями бракосочетания Альфонса де Кольбера Шабане, графа Шабане, и Эжени Петье 9 марта 1809 года.
ранее по теме:
Магия микромозаики: как мастера от Джакомо ..