Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Эстетика редукции | Яцек Бычевски

17 сентября 2025
Марта Бузальска

 

Ваши награды, завоеванные на престижных международных конкурсах, поражают воображение. Но, что примечательно, эти работы разительно отличаются от лаконичных форм, которые вы создаете в повседневной практике. В чем кроется причина этого диссонанса?

Мои ежедневные проекты – это, как правило, коммерчески ориентированные изделия. Я не испытываю ни малейшего чувства неловкости, представляя их, поскольку это интересные формы, которые я разработал достаточно давно. Однако, несмотря на время, они по-прежнему актуальны, пользуются спросом и успешно продаются. Это имеет первостепенное значение для коммерческого успеха. Конкурсы же, напротив, обычно посвящены конкретной теме, требующей особой формы. При этом функциональность не всегда является ведущей целью – главное здесь содержание. Конкурсная среда предоставляет гораздо большую свободу творчества, позволяя экспериментировать с более «безответственными» решениями или выходить за рамки общепринятых норм. Участвуя в конкурсах, я открываю для себя новые горизонты, стирая границы и не устанавливая никаких ограничений.


кольцо из нержавеющестали и золота с цирконами

Где вы ищете вдохновение для такого рода работ?

Я люблю шутить, что нужно дать вдохновению шанс проявить себя в студии между 8:00 и 16:00. Если же говорить серьезно, то я черпаю вдохновение отовсюду – нужно лишь быть восприимчивым к различным раздражителям и уметь адаптироваться к ним. В 1980-х годах я создал серию брошей, которые словно вытекали из рамок, образуя выразительные складки. До сих пор помню, что толчком к этой идее послужили два события. Во-первых, я случайно увидел бочку с дегтем, которая перевернулась, и смола растеклась по поверхности, создавая причудливые узоры. Во-вторых, я обратил внимание на асфальт, который характерным образом деформировался под воздействием палящего солнца. Это и подтолкнуло меня к созданию коллекции брошей, материал которых словно плавится под воздействием температуры или силы тяжести.

 

Являются ли награды и признание стимулом для вдохновения и мотивации к дальнейшему творчеству?

В молодости честолюбие играло более важную роль в моей работе, и награды имели большее значение, чем сейчас. Сегодня, когда за моими плечами множество побед в конкурсах, я участвую в них реже, отдавая предпочтение темам, которые мне близки. Я уже получил свою долю признания, и соревновательный аспект больше не привлекает меня так, как раньше. Это не выгорание, скорее, возможность сосредоточиться на вещах, которые меня по-настоящему волнуют. Если тема интересна, почему бы и нет? Недавно для конкурса «Ритуал» я сделал четки из переплавленных монет. Они не были яркими или броскими, и жюри их не заметило, но они были наполнены глубоким смыслом. В данном случае явно прослеживался политический и моральный подтекст. Не все знают, что любой металл при плавлении сворачивается в шарик, напоминая ртуть. Расплавленные монеты, которые я использовал, также превратились в такие шарики, образовав четки. Интересно, что пересчет денег и перебирание четок сопровождаются схожим ритуалом: характерными движениями пальцев и шепотом, едва заметным движением губ.

конкурсная работа -четки "Уничтожение ценностей"

конкурсные работы из серии "Шеф рекомендует" Петрушка , серебро, злото, сталь

конкурсная работа из серии "Шеф рекомендует". Морковь, медь, золото, серебро

Среди этого разнообразия работ есть ли какая-то, которая вам особенно дорога?

Это, безусловно, моя серия «Разбитые яйца», появившаяся в 1980-х годах. Это было и эстетическое, и техническое удовольствие, ведь их изготовление было непростой задачей. Прежде чем приступить к работе, мне пришлось разбить немало яиц, чтобы изучить, как именно формируется скорлупа после удара. Технология тоже была сложной: ручная ковка, сборка, пайка… Все это было очень скульптурно, возможно, потому что по образованию я скульптор.


 

Но это все-таки были украшения?

Несмотря на то, что работа с яйцами была в некотором роде деструктивной игрой, я сохранил их утилитарную функцию. Это были броши, выполненные из тонкого листового металла, и, хотя их ношение требует осторожности и смелости, это вполне возможно. Я всегда стараюсь следить за тем, чтобы изделия, которые я создаю, имели функциональную составляющую. Хотя, признаемся, если учесть, что женщин уговорили носить высокие каблуки, их готовность к функциональности предметов достаточно гибкая, и они могут себе позволить многое.


Вы упомянули о своих скульптурных корнях – как они повлияли на ваше ювелирное искусство?
Как скульптор, я, конечно, осознаю, что у предмета нет "левой стороны" – у него есть и лицевая, и оборотная сторона, и его можно рассматривать с любой точки зрения. Поэтому даже коммерческие вещи я стараюсь проектировать так, чтобы они были целостными и не имели этой "левой" стороны. Например, создавая кольцо с камнем, я понимаю, что это не просто оправа и камень, которые можно надеть на палец. Я стараюсь сделать его продуманным объектом, который выглядит великолепно со всех сторон.

Пространство имеет для вас не только эстетическое значение – вам нравится с ним играть, не так ли?

Игра с пространством – мотив, который прослеживается во многих моих работах. Впервые он появился в 1970-х годах на конкурсе в Яблонце-над-Нисой: я создал интересные работы, в которых использовал оптические иллюзии. Среди них были браслеты и броши, которые на фотографиях выглядели объемными, но на самом деле были плоскими. Плоские объекты лишь имитировали трехмерность. Позже я продолжил эти эксперименты – это оказалось чрезвычайно увлекательным занятием, и я много работал в этом направлении.


В ваших коммерческих работах часто встречаются контрасты, например, сочетание твердой стали и мягкого золота – сложно ли совместить такие разные материалы?

Раньше это было сложнее, ведь сегодня мы привыкли к различным необычным сочетаниям материалов. Когда я начинал в 1970-х годах, золото имело высокую инвестиционную ценность, поэтому, когда я, например, объединял золото с серебром, все в галереях были возмущены тем, что золото может испортиться из-за добавления серебра. Но я продолжал идти своим путем, и, в конечном итоге, мои работы нашли своего покупателя. Более того, у меня появилась группа последователей, что меня не может не радовать.


Сегодня вы заменили серебро на сталь – почему?

Скажем так: если бы древние египтяне знали сталь наряду с золотом, камнем и керамикой, она бы вошла в их наследие. Этот материал настолько благороден, что он прослужит веками, оставаясь неизменным. К тому же сталь позволяет мне использовать такие размеры и толщину, которые серебро не выдержит. Плюс мне нравится контраст серой стали и желтого золота.

А как насчет подражателей? Легко ли сохранить свои секреты в тайне и при этом оставаться оригинальными?

Я специализируюсь на соединении стали и золота, и это не каждому под силу. Недавно мне пришлось ремонтировать серебряно-золотое кольцо, которое было копией моей работы: серебряная проволока была гораздо толще, и изделие получилось гораздо более грубым. В этом и заключается разница между подлинностью и имитацией – если сделать что-то немного иначе или из других материалов, эффект будет совсем другим. Конечно, это неприятно, но, с другой стороны, любой человек может зайти на сайт, посмотреть фотографии и сделать что-то похожее. Защита авторских прав в этом случае практически не действует, и с этим ничего не поделаешь. Остается надеяться лишь на честность других, что они не будут делать вещи, слишком похожие на чужие. Конечно, не исключено, что разные люди одновременно приходят к схожим идеям и решениям.

Как бы вы описали свою нынешнюю эстетику и аудиторию, которой она адресована?

Это, безусловно, эстетика сведения объекта к его наиболее существенным чертам, к его сущности. В своих работах я сочетаю функциональные и эстетические функции, а также другие аспекты, например, смысловой. Но барокко в них точно нет. Я стараюсь подходить к теме со скромностью. Мои клиенты – это люди, которые понимают эту эстетику, я бы назвал их представителями "рабочей интеллигенции", зачастую это архитекторы, которым она особенно близка. У нас схожий образ мышления – архитектура тоже стремится к определенной редукции, ей свойственна простота, а эстетика контролируется функциональностью. Идея состоит в том, чтобы свести идею к ее наиболее важным функциям и содержанию. Это мысль, которую я провожу контрабандой в своих ювелирных изделиях.

 

Что является сегодня для вас самой большой проблемой как для художника?

Конечно же, заработок! Если же говорить серьезно, то это вопросы, связанные с социальными сетями, которые чужды моему "аналоговому" поколению. Для меня они не представляют никакой технической сложности, но идеологически они мне чужды. Присутствовать в социальных сетях, по сути, означает протянуть руку и сказать: "Здравствуйте, я здесь, пожалуйста, обратите на меня внимание, я лучший". Раньше существовало такое понятие, как скромность творца, нынешнее время – полная противоположность этому.

Что бы вам хотелось сделать больше всего?

Наверное, стоило бы сделать что-то совершенно другое. Забыть о том, что уже сделано, забыть о рутине и привычках и придумать что-то совершенно новое и потрясающее.

конкурсная работа. брошь, золото, сталь, серебро, 2006 г.

Источник: blingsis.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом