Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Эстетика редукции | Яцек Бычевски

19 сентября 2024
Марта Бузальска

 

Вы завоевали множество наград на престижных международных конкурсах. Интересно, что ваши конкурсные работы совершенно не похожи на простые формы, которые вы создаете ежедневно. Откуда этот разрыв?


То, что я делаю каждый день, обычно является коммерческим продуктом. Мне за них совершенно не стыдно, потому что это интересные формы и хотя я их проектировал уже давно, они до сих пор в тренде - не устарели и до сих пор хорошо продаются. Для меня это важно в коммерческих целях. Однако конкурсы обычно касаются определенной темы, что накладывает определенную форму. Функция полезности не обязательно должна быть основной функцией — самое главное в этом случае — содержание. Поэтому в случае с конкурсами простор для творчества гораздо больше — например, можно сделать что-то немного «безответственное» или выходящее за рамки устоявшихся канонов. Когда я делаю что-то для конкурса, я открываю перед собой новые возможности – все подойдет. Я не ставлю себе никаких ограничений.


кольцо из нержавеющестали и золота с цирконами

Откуда вы черпаете вдохновение для конкурсов?
Я всегда шучу, что нужно дать вдохновению шанс между 8:00 и 16:00, когда ты в студии. А если серьезно, я получаю их отовсюду — надо просто быть открытым к различным раздражителям  и стараться к ним приспособиться. В 1980-х, например, я сделал серию брошей, которые словно вытекали из рамок и выразительно морщились. Я до сих пор помню, что к этой идее меня привели две вещи. Первый — это бочка с дегтем, на которую я случайно наткнулся. Бочка перевернулась, вся смола расплавилась и вытекла, что выглядело очень интересно. Вторым источником вдохновения стал асфальт, который специфическим образом морщится и деформируется под воздействием сильного солнечного света. Это натолкнуло меня на идею создания целой коллекции брошей, материал которых каким-то образом плавится под воздействием температуры или силы тяжести.

 

Являются ли награды и отличия также источником вдохновения и мотивации?
Когда я был моложе, амбиции играли большую роль в моей работе, а вознаграждение было более важным, чем сейчас. Сегодня, когда я выиграл множество конкурсов, участвую в них реже, в основном, когда тема мне близка – это меня мотивирует. Я уже получил свою долю наград, и соревнования уже не так интересны для меня, как раньше. Дело не в выгорании, потому что я могу заинтересоваться вещами, близкими к тому, что я думаю. Если тема мне интересна, почему бы и нет? Недавно я сделал четки из расплавленных монет для конкурса «Ритуал». Они не были броскими и не были замечен жюри, но были насыщены содержанием. В данном случае явно виден политический и моральный резонанс. Не все это знают, но любой металл при плавлении сворачивается в шарик, немного напоминая ртуть. Расплавленные монеты, которые я использовал, также скатались в такие шарики и образовались четки. Можно заметить, что пересчет денег и произнесение четок сопровождаются общим ритуалом: характерными движениями пальцев и шепотом или даже движением губ.

конкурсная работа -четки "Уничтожение ценностей"

конкурсные работы из серии "Шеф рекомендует" Петрушка , серебро, злото, сталь

конкурсная работа из серии "Шеф рекомендует". Морковь, медь, золото, серебро


Среди этого множества разнообразных работ есть ли какая-то, которая вам особенно нравится?

Это определенно будет моя серия разбитых яиц, которая началась в 1980-х годах. Это было и эстетическое, и техническое развлечение, ведь делать их было непросто. Еще до того, как я начал работать, мне пришлось разбить много яиц, чтобы наблюдать, как формируется скорлупа после разбивания. Технология тоже была сложной задачей, потому что это были очень сложные и трудоемкие вещи: ковать вручную, собирать, паять... Все это было очень скульптурно - может быть, это потому, что я по профессии скульптор.


Но это все равно были украшения?
Хотя яйца были в некоторой степени разрушительной игрой, я также сохранил их утилитарную функцию. Это были просто броши, сделанные из очень тонкого листового металла, и хотя их ношение требует осторожности и смелости, это абсолютно возможно. Я всегда слежу за тем, чтобы вещи, которые я делаю, имели функциональную составляющую, хотя, будем честны, поскольку женщин уговорили носить высокие каблуки, их открытость к функциональности предметов довольно гибкая, и они могут себе позволить многое.


Вы упомянули свои скульптурные корни – как они повлияли на ваши украшения?
Как скульптор я, конечно, осознаю, что у предмета нет «левой» стороны — он имеет и аверс, и реверс и его можно рассматривать с любой стороны. Поэтому даже коммерческие вещи я стараюсь проектировать так, чтобы они были комплексными и не имели этой «левой» стороны. Например, создавая кольцо с камнем, я знаю, что это больше, чем просто обручальное кольцо и камень и то, что его можно надеть на палец. Я стараюсь сделать это полностью продуманным предметом и сделать так, чтобы он выглядел великолепно со всех сторон.

Пространство для вас имеет не только эстетическое значение — вам нравится с ним играть, правда?
Игра с пространством — мотив, который присутствует во многих моих работах. Впервые он появился в 1970-х годах на конкурсе в Яблонеце-над-Нисой: я сделал по нему интересные работы, в которых использовал оптическую иллюзию. В их число входили браслеты и броши – на фотографиях они вроде бы просторные, но на самом деле все было иначе. Плоские объекты лишь притворялись трёхмерными. Позже я продолжил это — это оказалось чрезвычайно захватывающим развлечением, и я много работал над этой темой.


В свою очередь, в ваших коммерческих работах часто присутствуют контрасты, например, сочетание твёрдой стали и мягкого золота – сложно ли совместить такие кажущиеся противоречия?
Раньше это было сложнее, ведь сегодня мы привыкли к различным странным сочетаниям материалов. Когда я начинал в 1970-х годах, золото имело высокую инвестиционную ценность, поэтому, когда я, например, объединил золото с серебром, все в галереях были возмущены тем, что золото может ухудшиться из-за добавления серебра. Однако я продолжал биться головой о стену и оказалось, что голова стала тверже и мои вещи нашли получателей. Я скажу больше, что у меня также появилась большая группа последователей, что меня не так радует.


Сегодня вы заменили серебро на сталь – почему?
Скажем так: если бы древние египтяне знали сталь, помимо золота, камня и керамики, это было бы то, что они оставили после себя. Этот материал настолько благороден, что прослужит века и с ним ничего не случится. Сталь также позволяет мне использовать размеры и толщину, которые серебро не выдерживает. Плюс мне нравится контраст серой стали и желтого золота.

А как насчет подражателей? Легко ли сохранить свои секреты в тайне и при этом оставаться оригинальными? Я специализируюсь на соединении стали и золота и это под силу не каждому - недавно мне ремонтировали серебряное и золотое кольцо, которое было копией моей работы: серебряная проволока была гораздо толще и она получилась гораздо топорнее. Вот в чем дело со сходством и вдохновением — если сделать что-то немного по-другому или из других материалов, эффект будет совершенно другим. Это, конечно, неприятно, но и проблема в том, что любой человек может зайти на сайт, посмотреть фотографии, сделать что-то похожее, а если даже немного другое, то защита авторских прав здесь в принципе не распространяется и никуда от этого не деться. Остаётся только честность не делать того, что слишком близко кому-то другому. Конечно, также возможно, что разные люди одновременно придумывают схожие идеи и решения.


Как бы вы описали свою сегодняшнюю эстетику и людей, которых она достигает?
Это, конечно, эстетика сведения предмета к его наиболее существенным чертам, к его сущности. Конечно, в своих работах я совмещаю функциональные и эстетические функции и многие другие (например, смысловую), но барокко в них точно нет. Я стараюсь подходить к теме скромно. Мои клиенты — люди, понимающие эту эстетику, я бы назвал их рабочей интеллигенцией, и зачастую это архитекторы, которым она чрезвычайно близка. У нас схожий образ мышления – архитектура тоже стремится к определенной редукции, в ней есть простота, эстетика контролируется утилитарностью. Идея состоит в том, чтобы свести идею к ее наиболее важным функциям и содержанию. Это мысль о том, что я проношу свои драгоценности контрабандой.

Что является сегодня для вас самой большой проблемой как для художника?
Конечно же, чтобы заработать деньги! А если серьезно, то это вопросы, связанные с социальными сетями, которые чужды моему аналоговому поколению. Никаких технических сложностей для меня они не представляют, но идеологически они чужды. Присутствовать в социальных сетях, по сути, означает пожать лапу и сказать: «Привет, я здесь, пожалуйста, обратите на меня внимание, я лучший». Раньше существовало такое понятие, как скромность творца, нынешние времена противоположны этому.


Что будет наиболее приятным?
Наверное, стоило бы сделать что-то совершенно другое. Забыть о том, что уже сделано, забыть о рутине и привычках и снова придумать что-то совершенно крутое.

конкурсная работа. брошь, золото, сталь, серебро, 2006 г.

Источник: blingsis.com
Читайте также
Ювелирные изделия и мода эпохи Наполеона
Искусство
Ювелирные изделия и мода эпохи Наполеона
10 сентября 2024
Редакция
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом