Вы завоевали множество наград на престижных международных конкурсах. Интересно, что ваши конкурсные работы совершенно не похожи на простые формы, которые вы создаете ежедневно. Откуда этот разрыв?
То, что я делаю каждый день, обычно является коммерческим продуктом. Мне за них совершенно не стыдно, потому что это интересные формы и хотя я их проектировал уже давно, они до сих пор в тренде - не устарели и до сих пор хорошо продаются. Для меня это важно в коммерческих целях. Однако конкурсы обычно касаются определенной темы, что накладывает определенную форму. Функция полезности не обязательно должна быть основной функцией — самое главное в этом случае — содержание. Поэтому в случае с конкурсами простор для творчества гораздо больше — например, можно сделать что-то немного «безответственное» или выходящее за рамки устоявшихся канонов. Когда я делаю что-то для конкурса, я открываю перед собой новые возможности – все подойдет. Я не ставлю себе никаких ограничений.
кольцо из нержавеющестали и золота с цирконами
Откуда вы черпаете вдохновение для конкурсов?
Я всегда шучу, что нужно дать вдохновению шанс между 8:00 и 16:00, когда ты в студии. А если серьезно, я получаю их отовсюду — надо просто быть открытым к различным раздражителям и стараться к ним приспособиться. В 1980-х, например, я сделал серию брошей, которые словно вытекали из рамок и выразительно морщились. Я до сих пор помню, что к этой идее меня привели две вещи. Первый — это бочка с дегтем, на которую я случайно наткнулся. Бочка перевернулась, вся смола расплавилась и вытекла, что выглядело очень интересно. Вторым источником вдохновения стал асфальт, который специфическим образом морщится и деформируется под воздействием сильного солнечного света. Это натолкнуло меня на идею создания целой коллекции брошей, материал которых каким-то образом плавится под воздействием температуры или силы тяжести.
Являются ли награды и отличия также источником вдохновения и мотивации?
Когда я был моложе, амбиции играли большую роль в моей работе, а вознаграждение было более важным, чем сейчас. Сегодня, когда я выиграл множество конкурсов, участвую в них реже, в основном, когда тема мне близка – это меня мотивирует. Я уже получил свою долю наград, и соревнования уже не так интересны для меня, как раньше. Дело не в выгорании, потому что я могу заинтересоваться вещами, близкими к тому, что я думаю. Если тема мне интересна, почему бы и нет? Недавно я сделал четки из расплавленных монет для конкурса «Ритуал». Они не были броскими и не были замечен жюри, но были насыщены содержанием. В данном случае явно виден политический и моральный резонанс. Не все это знают, но любой металл при плавлении сворачивается в шарик, немного напоминая ртуть. Расплавленные монеты, которые я использовал, также скатались в такие шарики и образовались четки. Можно заметить, что пересчет денег и произнесение четок сопровождаются общим ритуалом: характерными движениями пальцев и шепотом или даже движением губ.
конкурсная работа -четки "Уничтожение ценностей"
конкурсные работы из серии "Шеф рекомендует" Петрушка , серебро, злото, сталь
конкурсная работа из серии "Шеф рекомендует". Морковь, медь, золото, серебро
Среди этого множества разнообразных работ есть ли какая-то, которая вам особенно нравится?
Это определенно будет моя серия разбитых яиц, которая началась в 1980-х годах. Это было и эстетическое, и техническое развлечение, ведь делать их было непросто. Еще до того, как я начал работать, мне пришлось разбить много яиц, чтобы наблюдать, как формируется скорлупа после разбивания. Технология тоже была сложной задачей, потому что это были очень сложные и трудоемкие вещи: ковать вручную, собирать, паять... Все это было очень скульптурно - может быть, это потому, что я по профессии скульптор.
Но это все равно были украшения?
Хотя яйца были в некоторой степени разрушительной игрой, я также сохранил их утилитарную функцию. Это были просто броши, сделанные из очень тонкого листового металла, и хотя их ношение требует осторожности и смелости, это абсолютно возможно. Я всегда слежу за тем, чтобы вещи, которые я делаю, имели функциональную составляющую, хотя, будем честны, поскольку женщин уговорили носить высокие каблуки, их открытость к функциональности предметов довольно гибкая, и они могут себе позволить многое.
Вы упомянули свои скульптурные корни – как они повлияли на ваши украшения?
Как скульптор я, конечно, осознаю, что у предмета нет «левой» стороны — он имеет и аверс, и реверс и его можно рассматривать с любой стороны. Поэтому даже коммерческие вещи я стараюсь проектировать так, чтобы они были комплексными и не имели этой «левой» стороны. Например, создавая кольцо с камнем, я знаю, что это больше, чем просто обручальное кольцо и камень и то, что его можно надеть на палец. Я стараюсь сделать это полностью продуманным предметом и сделать так, чтобы он выглядел великолепно со всех сторон.
Пространство для вас имеет не только эстетическое значение — вам нравится с ним играть, правда?
Игра с пространством — мотив, который присутствует во многих моих работах. Впервые он появился в 1970-х годах на конкурсе в Яблонеце-над-Нисой: я сделал по нему интересные работы, в которых использовал оптическую иллюзию. В их число входили браслеты и броши – на фотографиях они вроде бы просторные, но на самом деле все было иначе. Плоские объекты лишь притворялись трёхмерными. Позже я продолжил это — это оказалось чрезвычайно захватывающим развлечением, и я много работал над этой темой.
В свою очередь, в ваших коммерческих работах часто присутствуют контрасты, например, сочетание твёрдой стали и мягкого золота – сложно ли совместить такие кажущиеся противоречия?
Раньше это было сложнее, ведь сегодня мы привыкли к различным странным сочетаниям материалов. Когда я начинал в 1970-х годах, золото имело высокую инвестиционную ценность, поэтому, когда я, например, объединил золото с серебром, все в галереях были возмущены тем, что золото может ухудшиться из-за добавления серебра. Однако я продолжал биться головой о стену и оказалось, что голова стала тверже и мои вещи нашли получателей. Я скажу больше, что у меня также появилась большая группа последователей, что меня не так радует.
Сегодня вы заменили серебро на сталь – почему?
Скажем так: если бы древние египтяне знали сталь, помимо золота, камня и керамики, это было бы то, что они оставили после себя. Этот материал настолько благороден, что прослужит века и с ним ничего не случится. Сталь также позволяет мне использовать размеры и толщину, которые серебро не выдерживает. Плюс мне нравится контраст серой стали и желтого золота.
А как насчет подражателей? Легко ли сохранить свои секреты в тайне и при этом оставаться оригинальными? Я специализируюсь на соединении стали и золота и это под силу не каждому - недавно мне ремонтировали серебряное и золотое кольцо, которое было копией моей работы: серебряная проволока была гораздо толще и она получилась гораздо топорнее. Вот в чем дело со сходством и вдохновением — если сделать что-то немного по-другому или из других материалов, эффект будет совершенно другим. Это, конечно, неприятно, но и проблема в том, что любой человек может зайти на сайт, посмотреть фотографии, сделать что-то похожее, а если даже немного другое, то защита авторских прав здесь в принципе не распространяется и никуда от этого не деться. Остаётся только честность не делать того, что слишком близко кому-то другому. Конечно, также возможно, что разные люди одновременно придумывают схожие идеи и решения.
Как бы вы описали свою сегодняшнюю эстетику и людей, которых она достигает?
Это, конечно, эстетика сведения предмета к его наиболее существенным чертам, к его сущности. Конечно, в своих работах я совмещаю функциональные и эстетические функции и многие другие (например, смысловую), но барокко в них точно нет. Я стараюсь подходить к теме скромно. Мои клиенты — люди, понимающие эту эстетику, я бы назвал их рабочей интеллигенцией, и зачастую это архитекторы, которым она чрезвычайно близка. У нас схожий образ мышления – архитектура тоже стремится к определенной редукции, в ней есть простота, эстетика контролируется утилитарностью. Идея состоит в том, чтобы свести идею к ее наиболее важным функциям и содержанию. Это мысль о том, что я проношу свои драгоценности контрабандой.
Что является сегодня для вас самой большой проблемой как для художника?
Конечно же, чтобы заработать деньги! А если серьезно, то это вопросы, связанные с социальными сетями, которые чужды моему аналоговому поколению. Никаких технических сложностей для меня они не представляют, но идеологически они чужды. Присутствовать в социальных сетях, по сути, означает пожать лапу и сказать: «Привет, я здесь, пожалуйста, обратите на меня внимание, я лучший». Раньше существовало такое понятие, как скромность творца, нынешние времена противоположны этому.
Что будет наиболее приятным?
Наверное, стоило бы сделать что-то совершенно другое. Забыть о том, что уже сделано, забыть о рутине и привычках и снова придумать что-то совершенно крутое.
конкурсная работа. брошь, золото, сталь, серебро, 2006 г.