Эпоха Возрождения, ознаменовавшая собой отход от средневекового застоя, стала периодом беспрецедентных инноваций в искусстве, скульптуре и ремесленном деле. Возрождение интереса к классическим знаниям сопровождалось значительными достижениями в науке и искусстве, оказав глубокое влияние на все сферы творчества, включая ювелирное искусство. Ювелирные изделия эпохи Возрождения, отличающиеся изысканностью и мастерством исполнения, представляют собой ценный объект коллекционирования для ценителей старинных украшений.
Подвеска-камея эпохи Возрождения, начало XVII века
Ювелирные изделия эпохи Возрождения охватывают широкий спектр декоративных изделий, созданных в период с XIV по XVII век. В эпоху Возрождения ювелирные изделия рассматривались как вид искусства, и их владельцы ценили их не только за демонстрацию богатства, но и за художественную ценность. Как отмечает Philipp Blom в своей книге "Все, что вы видите: Четыре века визуального обмана" (англ. Everything You See: Four Centuries of Visual Deception), визуальная культура эпохи Возрождения играла ключевую роль в формировании идентичности и статуса.
В эту эпоху ювелирные изделия были доступны не только высшим слоям общества. Королевские особы имели возможность заказывать уникальные украшения у придворных ювелиров, которые создавали изделия, отвечающие самым изысканным требованиям. Ювелирные изделия носили как мужчины, так и женщины, однако их виды различались в зависимости от пола. Например, обручальные кольца были распространены среди обоих полов, но женщины носили их на пальцах, а мужчины – на цепочке в виде кулона. Подобные различия отражают гендерные нормы и социальные условности эпохи Возрождения.
Нероччо де Ланди. Портрет дамы, около 1485 года, темпера на дереве. Национальная галерея искусств, Вашингтон. По нижнему краю портрета проходит полоса цвета слоновой кости с надписью: «QVANTVM HOMINI FAS EST MIRA LICET ASSEQVAR ARTE. NIL AGO: MORTALIS EMVLOR ARTE DEOS» (Всё, что позволено человеку, я достигаю своим удивительным искусством; однако, как смертный, соревнующийся с богами, я бесполезен)....
В эпоху Возрождения были распространены ожерелья, серьги, браслеты и кольца, которые мы носим и сегодня. Особой популярностью пользовались головные уборы и булавки для украшения шляп. Женщины также украшали корсажи платьев драгоценными камнями. Значительную часть информации о ювелирных изделиях эпохи Возрождения мы получаем из портретов того времени, на которых запечатлены креативные и изысканные предметы, пользовавшиеся популярностью у высшего класса. Эти картины демонстрируют самые востребованные виды украшений, такие как эффектные многослойные ожерелья. На портрете Леды, персонажа греко-римской мифологии, можно увидеть наруч, ожерелье, серьги и головной убор, украшенные квадратными красными драгоценными камнями и сложными золотыми деталями:
Леда и лебедь. Мастерская Бартоломеуса Шпрангера
Многие известные художники и скульпторы эпохи Возрождения, такие как Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески, начинали свою карьеру в качестве ювелиров. Тесная связь между живописью и металлообработкой подчёркивает художественную ценность ювелирных изделий и высокий уровень детализации каждого изделия.
Мастера, изготавливавшие ювелирные изделия эпохи Возрождения, обладали различными специализациями, но все они были высококвалифицированными ремесленниками. Ювелиры разрабатывали новые техники для декоративных оправ и сложных золотых узоров, а гранильщики искусно формировали драгоценные камни для использования в ювелирных изделиях. При изготовлении металлических оправ использовались различные техники, от филиграни до эмалевого дизайна, требующие от ювелира точности и терпения. Огранка кабошон была особенно популярна, и эту простую форму можно увидеть во многих кольцах и подвесках эпохи Возрождения. Умелое сочетание этих техник было необходимо для создания самых сложных ювелирных изделий, которые всегда включали в себя множество драгоценных камней и тонкую золотую работу. Ювелирное дело в эпоху Возрождения было совместным процессом, требующим высококвалифицированного труда и постоянного сотрудничества для создания этих сложных произведений. Стиль, созданный в эпоху Возрождения, выдержал испытание временем и оказал влияние на ювелирное искусство викторианской эпохи. По мнению экспертов, например, Diana Scarisbrick, автора книги "Ювелирные изделия: Визуальная история" (англ. Jewellery: A Visual History), влияние Ренессанса на ювелирное искусство прослеживается на протяжении многих веков. ([Diana Scarisbrick, "Jewellery: A Visual History" (London: Thames & Hudson, 1984)]).
Что касается тематики ювелирных изделий этого периода, то можно выделить два основных направления: мир природы и отсылки к античности. Природные мотивы, такие как животные и цветы, вдохновляли художников. Подобно другим мастерам эпохи Возрождения, подчёркивавшим важность античных цивилизаций, ювелирные изделия могли содержать сцены и мотивы из античности.
Бьянка Мария Сфорца, вероятно, 1493 год. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Кулоны были одними из самых знаковых украшений эпохи Возрождения. Уникальной чертой кулонов эпохи Возрождения является наличие резных узоров как с лицевой, так и с обратной стороны, что подчёркивает их принадлежность к искусству, которое можно носить. Кулоны, часто украшенные изящной эмалью, натуральным жемчугом и различными драгоценными камнями разных цветов. Кольца были популярны, и считалось стильным носить их на всех пяти пальцах. Одним из самых популярных и драгоценных камней был рубин. Однако многие драгоценные камни, которые в эпоху Возрождения считались рубинами, на самом деле были шпинелями. Шпинель, обладающая гаммой цветов от темно-красного до бархатисто-синего, добывалась вместе с рубинами и сапфирами на протяжении веков, и никто не мог отличить их друг от друга до XVIII века. И рубины, и шпинели можно увидеть в некоторых из величайших ювелирных изделий эпохи Возрождения, многие из которых сегодня хранятся в музейных коллекциях.
В эпоху Возрождения многие драгоценные камни ценились не за цвет или чистоту, а за их предполагаемые магические и мистические свойства. Эта вера, зародившаяся ещё в Средневековье, сохранилась и в эпоху Возрождения. Различным драгоценным камням приписывались астрологические и магические свойства. Как отмечает George Frederick Kunz в своей книге "Магия камней и кристаллов" (англ. The Curious Lore of Precious Stones), вера в магические свойства камней была широко распространена в эпоху Возрождения. ([George Frederick Kunz, "The Curious Lore of Precious Stones" (New York: Dover Publications, 1913)]).
Среди множества стилей античных ювелирных изделий эпоха Возрождения выделяется как увлекательный период истории, отмеченный инновациями во всех проявлениях. В этот плодотворный период развивались техники, используемые во всех аспектах ювелирного дизайна, от обработки металла до обработки драгоценных камней.